11 августа 1885г - 26 августа 1933г
Русская поэтесса Серебряного века, переводчица, литературный критик, одна из наиболее значительных и самобытных лирических голосов своего времени, чьё творчество долгие десятилетия оставалось в тени официальной литературной истории.
Родилась в зажиточной еврейской семье провизора, владельца аптеки и потомственного почётного гражданина Якова Соломоновича Парноха и врача Александры Абрамовны Идельсон. Ранняя смерть матери в 1895 году и повторный брак отца на гувернантке стали источником глубокой душевной травмы и причиной отчуждения от семьи, во многом определивших трагическую тональность её мироощущения. Блестяще окончив с золотой медалью Таганрогскую Мариинскую гимназию в 1903 году, она отправилась в Швейцарию, где год обучалась в Женевской консерватории, что привило её поэзии особую музыкальность. По возвращении в Россию занималась на Высших женских (Бестужевских) курсах в Петербурге, приобщаясь к интеллектуальной и литературной жизни столицы.
Её творческий дебют состоялся в 1906 году, а в 1909 году, приняв православие, она окончательно определила свой духовный путь. Краткий и неудачный брак с писателем и драматургом Владимиром Волькенштейном лишь утвердил её в осознании собственной личности: осознав свою сапфическую ориентацию, она сделала тему однополой любви, глубокой и трагической, одной из центральных в своей лирике, что для своего времени было актом редкой смелости и искренности. С 1913 года Парнок начала активное сотрудничество с влиятельным журналом "Северные записки", публикуя там не только стихи, но и тонкие, выверенные критические статьи под мужским псевдонимом "Андрей Полянин". Её критика, лишённая полемической резкости, отличалась глубоким пониманием поэтики и способностью дать ёмкую, точную характеристику творчества современников, будь то Мандельштам, Ахматова или Ходасевич. В 1914 году судьба свела её с Мариной Цветаевой. Их страстный, бурный роман, длившийся до 1916 года, стал одной из самых известных страниц в истории русской литературы; ему Цветаева посвятила пронзительный цикл "Подруга", а в поэзии Парнок эти отношения оставили глубокий и противоречивый след. Первый сборник "Стихотворения", вышедший в 1916 году, был в целом благожелательно встречен критикой, отметившей зрелость и техническое совершенство автора.
Революционные события поэтесса пережидала в Судаке, в Крыму, в кругу близких по духу людей: Максимилиана Волошина, сестёр Герцык. Именно там, по просьбе композитора Александра Спендиарова, она начала работу над либретто оперы "Алмаст" на сюжет армянской истории, что стало важной гранью её творчества. Вернувшись в Москву в начале 1920-х годов, Парнок оказалась на периферии нового литературного процесса. Она не вписывалась ни в одну из разрешённых группировок, оставаясь верной внутренней правде и высоким традициям русской лирики. В этот период она выпустила свои наиболее зрелые и совершенные сборники: "Розы Пиерии" (1922), "Лоза" (1923), "Музыка" (1926) и "Вполголоса" (1928). Последний, изданный крошечным тиражом в 200 экземпляров в кооперативном издательстве "Узел", одним из учредителей которого она была, стал своеобразным реквиемом по себе. В этих книгах, насыщенных культурными реминисценциями и отточенной формой, звучала всё более одинокая и отчаянная нота, а в стихах, обращённых к своей последней музе — физику Нине Веденеевой, личная драма сливалась с ощущением исторической катастрофы. Несмотря на успешную премьеру оперы "Алмаст" в Большом театре 24 июня 1930 года, её положение в литературе было маргинальным. Лишённая возможности печатать оригинальные стихи, она вынуждена была зарабатывать на жизнь переводами, тяжело перенося культурную атмосферу эпохи.
София Яковлевна Парнок скончалась скоропостижно от разрыва сердца в подмосковном селе Каринском в 1933 году. На её похоронах на Немецком (Введенском) кладбище присутствовали немногие верные друзья, включая Бориса Пастернака.