10 июля 1902г - 27 июня 1977г
Тверская область, Калининский район, Князево
Советский лирический тенор, эталонный исполнитель партии Ленского в "Евгении Онегине" (501 раз). Впервые исполнил и записал все 100 романсов Чайковского. Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
Родился 27 июня (10 июля) 1902 года в крестьянской семье в селе Старое Князево Тверской губернии. Рано потеряв отца, подростком вынужден был работать сапожником в Петербурге, однако страсть к пению, которую он сначала развивал самостоятельно по граммофонным записям, определила его судьбу. После службы в РККА и учёбы на Тверских курсах комсостава он получил направление в Московскую консерваторию, которую окончил в 1925 году по классу профессора Н. Г. Райского.
Его профессиональный путь начался в Оперной студии Большого театра под руководством К. С. Станиславского. Затем последовали работы в Свердловском театре оперы и балета (1926), Русской опере в Харбине (1927–1929) и Тифлисском театре оперы и балета (1929–1931). В 1931 году Лемешев был приглашён в Большой театр, где дебютировал в партиях Берендея ("Снегурочка"), Джеральда ("Лакме") и, что стало судьбоносным, — Ленского ("Евгений Онегин"). Вплоть до 1957 года он вместе с Иваном Козловским был ведущим тенором главного театра страны, создав эталонные образы лирического героя.
Во время Великой Отечественной войны артист активно выступал в составе фронтовых концертных бригад, что подорвало его здоровье и привело к обострению туберкулёза. Мужественно перенеся тяжёлую операцию (пневмоторакс), он вернулся на сцену. С 1950-х годов Лемешев успешно пробовал себя в режиссуре, поставив "Травиату" в Ленинградском Малом оперном театре (1951) и "Вертера" в Большом театре (1957), где также исполнил главную партию. Много лет он посвятил педагогической деятельности в Московской консерватории, руководя кафедрами оперной подготовки и сольного пения. Скончался Сергей Яковлевич Лемешев 26 июня 1977 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Всенародную любовь и легендарный статус певцу принесла партия Владимира Ленского из оперы Чайковского "Евгений Онегин", которую он исполнил рекордные 501 раз, сделав её своей визитной карточкой и символом целой эпохи. Однако его репертуар в Большом театре был обширен и включал ведущие теноровые партии русской и зарубежной классики: Левко ("Майская ночь"), Синодал ("Демон"), Альфред и Герцог ("Травиата" и "Риголетто"), Фра-Дьяволо (одноимённая опера Обера), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно) и многие другие.
Не менее значимой была его деятельность как камерного исполнителя. Лемешев осуществил уникальный проект, спев и записав все 100 романсов П. И. Чайковского, а также в совершенстве представив вокальную лирику М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова. Его интерпретации отличались глубоким проникновением в поэтический текст и безупречным музыкальным вкусом. Огромную популярность в народе завоевало и его эстрадное творчество: песни "Подмосковные вечера" В. Соловьёва-Седого, "Одинокая гармонь" Б. Мокроусова, "Моя любимая" М. Блантера в его исполнении становились шлягерами, звучавшими по всей стране. Широкой аудитории он был также знаком по единственной кинороли в музыкальной комедии "Музыкальная история" (1940), где талантливо сыграл шофёра, ставшего оперным певцом. Лемешев вёл активную просветительскую работу на радио, а его книга воспоминаний "Путь к искусству" (1968) стала настольной для многих поколений вокалистов.