25 ноября 1856г - 19 июня 1915г
Владимирская область, Владимир (городской округ), Владимир
Русский композитор и учёный-музыковед, уникально сочетавший классические традиции с новаторством. Автор оперы "Орестея", философских кантат и камерных ансамблей. Разработал теорию подвижного контрапункта. Воспитал плеяду гениев: Рахманинова, Скрябина, Метнера. Его творчество отличается интеллектуальной глубиной и полифоническим мастерством.
Родившийся в 1856 году во Владимире в дворянской семье, Танеев был предназначен для величия. Поступив в Московскую консерваторию сразу после её открытия, он стал любимым учеником и ближайшим другом Петра Ильича Чайковского, окончив учебное заведение с золотой медалью. Именно Танееву доверяли премьерные исполнения многих фортепианных сочинений Чайковского, а Третий концерт композитора он доработал и исполнил после смерти учителя.
Более четверти века Танеев посвятил преподаванию в Московской консерватории, где с 1881 года занимал пост профессора, а в 1885-1889 годах — директора. Его педагогическая система была революционной для своего времени: он разработал фундаментальные курсы полифонии и музыкальной формы, заложив основу профессионального музыкального образования в России. Среди его учеников — Сергей Рахманинов, Александр Скрябин и Николай Метнер.
В 1905 году, демонстрируя твердость характера, Танеев покинул консерваторию в знак протеста против административного произвола, несмотря на уговоры коллег и учеников. Этот поступок характеризует его как человека бескомпромиссных принципов.
Танеев стал первым в России музыковедом-ученым европейского уровня. Его фундаментальный труд "Подвижной контрапункт строгого письма" (1909) и исследования в области музыкальной математики остаются актуальными до наших дней. Композитор предвидел развитие музыки в сторону усложнения полифонических структур, что и произошло в XX веке.
Жизнь Танеева оборвалась трагически: в 1915 году он простудился на похоронах своего ученика Александра Скрябина, и болезнь перешла в пневмонию, ставшую для него смертельной.
Сергей Танеев в своем творчестве выступал как убежденный последователь и новатор классических традиций. В его музыке органично синтезированы полифоническое мастерство Баха, драматизм Бетховена, мелодическое богатство Глинки и лирическая проникновенность Чайковского. Однако, будучи классиком по своей сути, Танеев удивительным образом предвосхитил многие тенденции XX века, особенно в области полифонической техники и структурного единства музыкальной формы.
Отличительными чертами его стиля стали глубокая философская направленность и этическая высота замыслов, сдержанность и интеллектуализм музыкального высказывания, виртуозное владение тематическим развитием и сложными полифоническими приемами и стремление к структурной целостности и монотематизму.
В оперном жанре Танеев создал единственное, но монументальное произведение — трилогию "Орестея" (1894) по Эсхилу. Эта опера стала уникальным примером претворения античной трагедии в русской музыке, где композитор достиг синтеза драматической выразительности и строгой архитектоники.
Камерно-инструментальное творчество Танеева, включающее трио, квартеты и квинтеты, по праву считается вершиной русского жанра. Эти произведения демонстрируют безупречное владение формой и глубину содержания, особенно заметные в Цикле пьес ор. 28 для фортепиано.
Значителен его вклад в вокальную музыку. Танеев возродил почти забытый жанр хоров a cappella, создав более 40 хоровых сочинений. Его кантаты "Иоанн Дамаскин" и "По прочтении псалма" стали образцами лирико-философского направления, обогатив русскую музыкальную литературу глубокими духовными сочинениями.
Особого внимания заслуживает его симфоническое творчество, в частности Четвертая симфония, где композитор достиг высочайшего уровня интонационного единства через систему монотематизма. Этот принцип, предполагающий развитие всего произведения из единого тематического ядра, стал отличительной чертой его инструментального стиля.
Даже в камерном жанре романса Танееву удалось создать уникальный сплав интеллектуальной глубины и лирической выразительности, доказавший, что строгость формы и богатство содержания могут органично дополнять друг друга в музыкальном искусстве.
Его имя носят Владимирский концертный зал с установленным бюстом композитора, Научно-музыкальная библиотека Московской консерватории и несколько музыкальных учебных заведений — детские школы в Москве, Владимире и Звенигороде, а также Калужский музыкальный колледж.
В память о композиторе проводятся Международный конкурс камерных ансамблей в Калуге и Москве и Танеевский фестиваль во Владимире. Мемориальные доски установлены на здании московской музыкальной школы, расположенной в реконструированном доме, где он жил, и на его родном доме во Владимире. Сохранились Дом-музей в Дютькове и усадьба Танеевых в Маринино, хотя другая родовая усадьба находится в запустении. Имя Танеева также носят улицы в различных городах, включая Владимир и Клин. В Москве под охраной как объект культурного наследия федерального значения находится дом в Малом Власьевском переулке, где композитор проживал последние годы. Даже самолёт авиакомпании "Аэрофлот" носил имя выдающегося музыканта.