7 марта 1904г - 26 августа 1962г
Советский артист оперетты, мастер комедийного жанра, чья сценическая карьера охватывала более четырёх десятилетий. Народный артист РСФСР (1959), лауреат Сталинской премии второй степени (1950), один из ведущих актёров и директор Московского театра оперетты в военные и послевоенные годы.
Родился в Воронеже в семье, далёкой от искусства, однако с юных лет проявил склонность к сценическому творчеству. Его артистический путь начался в 1919 году на манеже Воронежского цирка, где он выступал в качестве акробата, а затем и клоуна. Этот ранний опыт заложил основы его будущего мастерства, развив пластичность, чувство ритма и умение держать паузу. В 1920–1922 годах он играл в экспериментальной Воронежской театральной студии, а после окончания Воронежских театральных курсов в 1923 году стал актёром Воронежского театра драмы, где проработал до 1927 года. На драматической сцене он оттачивал актёрскую технику, однако его яркий комедийный дар в полной мере раскрылся в музыкальном театре.
В 1930 году Серафим Аникеев был приглашён в Московский театр оперетты, с которым связана вся его дальнейшая творческая судьба. Он быстро вошёл в число ведущих артистов труппы, став воплощением характерного, "бытового" героя советской оперетты. Его амплуа — предприимчивые, обаятельные, часто простодушные персонажи из народа, такие как поручик Григорий Бубукин ("Сотый тигр" Б. Александрова), хитроумный отставной гусар Пеликан ("Баядера" И. Кальмана), парикмахер Паскуале ("Сердце балтийца" В. Витлина). Вершиной его сценического успеха стала роль коварного и жадного кулака Богдана Сусика в патриотической оперетте Юрия Милютина "Трембита" (постановка 1948 года). За блестящее исполнение этой роли, сочетавшее сатирическую остроту с яркой музыкальностью, он был удостоен в 1950 году Сталинской премии второй степени.
В тяжёлые годы Великой Отечественной войны, с 1943 по 1946 год, Серафим Михайлович совмещал творческую работу с административной, занимая пост директора Московского театра оперетты. На его плечи легла ответственность за сохранение коллектива, организацию гастролей и концертных бригад для фронта. Его организаторские способности и преданность делу были высоко оценены. Член ВКП(б) с 1940 года, он вёл активную общественную деятельность.
Помимо работы в театре, Аникеев много выступал на радио, где его узнаваемый, тёплый и ироничный голос был невероятно популярен. Он оставил богатое фонографическое наследие, записав на пластинки множество арий и куплетов из оперетт, а также эстрадных песен. В частности, широкую известность получила его запись "Песни пожилых людей" Исаака Дунаевского из кинофильма "Запасной игрок", исполненная им в трио с Владимиром Володиным и Владимиром Алчевским.
Актёр также снимался в кино, хотя его кинематографическая фильмография не столь обширна. Он сыграл Мотьку в музыкальной комедии "Лавры мисс Эллен Грей" (1935), эпизодическую роль в киноальманахе "Совершенно серьёзно" (1961), а также создал образ Бобрикова в биографическом фильме "Композитор Исаак Дунаевский" (1962). Особую страницу в его творчестве составляют работы в мультипликации. Его голосом говорили Царь в "В некотором царстве" (1957), Пфенниг в сатирическом мультфильме "Дорогая копейка" (1961) и другие колоритные персонажи, где его интонационная выразительность была как нельзя кстати.
Заслуги Серафима Михайловича Аникеева были отмечены государственными наградами: в 1947 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 1959 — Народного артиста РСФСР. Скончался артист в Москве 26 августа 1962 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8).