17 января 1945г
Свердловская область, Екатеринбург
Драматург, Писатель, Режиссёр, Сатирик, Сценарист
Советский и российский писатель-сатирик, сценарист. Заслуженный деятель искусств РФ. Автор культовых миниатюр ("Геракл", "Вобла", "Кармен"), ставших основой репертуара Хазанова, Шифрина, Новиковой. Создатель последнего спектакля Аркадия Райкина "Мир дому твоему".
Семён Альтов (настоящая фамилия — Альтшуллер) родился 17 января 1945 года в Свердловске, куда его родители были эвакуированы из блокадного Ленинграда. Отец, Теодор Семёнович Альтшуллер, был инженером-электриком, преподавателем Ленинградского кораблестроительного института; мать, Любовь Наумовна Залесская, работала архитектором. После войны семья вернулась в Ленинград, где прошли детство и юность будущего сатирика. Несмотря на явные гуманитарные наклонности, Альтов избрал техническое образование: он окончил Ленинградский технологический институт имени Ленсовета, получив специальность инженера. К литературному творчеству он обратился сравнительно поздно, в 26 лет, начав писать миниатюры для эстрады.
Его уникальный талант был быстро замечен мэтрами советской сатиры. Творческий союз с Аркадием Райкиным стал судьбоносным: Альтов является автором последнего спектакля великого сатирика "Мир дому твоему" (1987), в котором Райкин сыграл свою последнюю роль. Альтов стоял у истоков культовой телепередачи "Вокруг смеха", задав высокую планку литературного качества юмора. Его произведения, отличающиеся филигранной словесной игрой, парадоксальной логикой и философским подтекстом, стали классикой эстрадного репертуара. Их исполняли и исполняют такие звёзды, как Геннадий Хазанов, Клара Новикова, Ефим Шифрин, Владимир Винокур. Сам Альтов также выступает как непревзойдённый исполнитель собственных монологов, выработав уникальную сценическую манеру: он читает текст абсолютно бесстрастно, с каменным лицом и монотонным низким голосом, что только усиливает комический эффект и стало его узнаваемой визитной карточкой, активно пародируемой коллегами. Помимо творческой деятельности, Альтов известен своей общественной позицией, в 1994 году он был одним из лидеров избирательного блока "Весь Петербург". Он возглавляет попечительский совет Дворца искусств Ленинградской области.
Его юмор — это не бытовая комедия положений, а изощрённая игра с языком, логикой и культурными кодами. Каждая его миниатюра построена как микроскопическая философская притча или математически выверенный анекдот, где смешное рождается из столкновения банальности с неожиданной, парадоксальной точкой зрения. Его знаменитые монологи — "Геракл", "Вобла", "Кармен", "Покушение", "Оазис" — стали хрестоматийными, их фразы разошлись на цитаты ("Все уже украдено до нас", "Вот так я и живу, как вобла…").
Альтов — мастер создания законченного художественного мира в рамках короткого эстрадного номера. Его герои — часто маленькие, незаметные люди, которые в диалоге с абсурдом бытия демонстрируют удивительную житейскую мудрость или, наоборот, полную оторванность от реальности. Важнейшей частью его творчества является работа для театра. Помимо знакового сотрудничества с Аркадием Райкиным, он выступал как драматург и режиссёр. Он стоял у истоков и участвовал в создании популярного комедийного цикла "Недотёпы". Его авторству принадлежат сценарии к фильмам и телеспектаклям ("Удачи вам, господа!", "Альтшоусы"). В 1990-е и 2000-е годы Альтов оставался одним из столпов телевизионного юмора, являясь постоянным участником и автором программ "Вокруг смеха", "Аншлаг", "Измайловский парк", "Джентльмен-шоу", фестиваля в Юрмале.
Отличительной чертой Альтова-исполнителя является его фирменная "неулыбчивая" манера. Он доводит приём "сухого", или "чёрного", юмора до совершенства: его абсолютно серьёзная, даже мрачноватая подача контрастирует с абсурдным содержанием текста, создавая двойной комический эффект и заставляя зрителя смеяться над игрой самого смысла. Признание его заслуг выразилось в присуждении почётного звания заслуженного деятеля искусств Российской Федерации (2003), а также в многочисленных профессиональных наградах: премии "Золотой телёнок" "Литературной газеты", Царскосельской художественной премии, Кубке Аркадия Райкина и статусе лауреата фестиваля "Золотой Остап" (1994).