Лавочкин Семён Алексеевич

Лавочкин Семён Алексеевич - российский авиаконструктор, конструктор

11 сентября 1900г - 9 июня 1960г

Смоленская область, Смоленский район, Смоленск

Авиаконструктор, Конструктор

Советский авиаконструктор. Известен прежде всего своими истребителями, которые в большом количестве применялись во время Второй мировой войны.

Биография

Семён Лавочкин происходил из семьи учителей в Смоленске и посещал местную гимназию. После окончания её в 1918 году поступил на военную службу. В 1920 году начал учиться в Московском техническом университете, который окончил в 1927 году. Затем последовала двухлетняя стажировка в конструкторском отделе Андрея Туполева в Центральном аэрогидродинамическом институте, где он участвовал в подготовке производства тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Во время стажировки Лавочкин также недолгое время работал в 1928 году в конструкторском отделе гидросамолетов француза Поля Ришара, работавшего в СССР. Там он познакомился с другими конструкторами, которые впоследствии стали знаменитыми, такими как Сергей Королев, Михаил Гуревич и Николай Камов. Он получил диплом в 1929 году. В последующие годы Лавочкин несколько раз менял конструкторские отделы и, среди прочего, участвовал в разработке большого самолета в Университете имени Жуковского. В начале 1930-х годов присоединился к отделу Владимира Чижевского в Центральном конструкторском бюро, который разрабатывал стратосферные самолеты, аэростаты и герметичные кабины. Поскольку Лавочкин все больше интересовался проектированием истребителей, он перешел к Дмитрию Григоровичу. Там он работал над проектами истребителей И-З и "ЛЛ". Последний, однако, существовал только в виде макета. Затем Лавочкин был переведен в Главное управление авиационной промышленности.

Когда в 1938 году, после опыта гражданской войны в Испании и битвы на Халхин-Голе, стало ясно, что советские истребители отстают от международных стандартов, была заказана разработка новых типов. Лавочкин принял участие в тендере и в своем конструкторском бюро, основанном в 1939 году, совместно с Михаилом Гудковым и Владимиром Горбуновым разработал истребители ЛаГГ-1 и ЛаГГ-3, несколько тысяч из которых были выпущены. Результатом стали два удачных типа Ла-5 и Ла-7, которые считаются одними из лучших советских истребителей Второй мировой войны. Всего в период с 1941 по 1945 год было выпущено более 22 000 истребителей Лавочкина.

Однако в послевоенный период значение самолетов Лавочкина снизилось. Последующие модели, Ла-9 и Ла-11, построенные в 1944/45 и 1947 годах соответственно, были последними советскими поршневыми истребителями и поступили в ограниченное производство. Однако после короткого срока службы их заменили новые реактивные самолеты. Конструкторское бюро Лавочкина также переключилось на строительство реактивных самолетов, проведя эксперименты с ракетными и прямоточными воздушно-реактивными двигателями во время войны. Хотя на вооружение был принят только Ла-15, эксперименты ОКБ с новой силовой установкой проложили путь для других моделей. Например, успешный МиГ-15 был оснащен стреловидным крылом, испытанным Лавочкиным на Ла-160. 26 декабря 1948 года Ла-176 стал первым самолетом в советской истории, достигшим сверхзвуковой скорости. Последней моделью, разработанной Семёном Лавочкиным, был перехватчик Ла-250 с 1956 года. Впоследствии внимание конструкторского бюро сместилось на крылатые ракеты, ракеты класса "земля-воздух" и космические проекты, начав с Ла-350 "Буря".

Лавочкин умер от сердечной недостаточности в возрасте 59 лет во время испытаний ЗРК РС-25 "Даль" в Сары-Шагане. НПО имени Лавочкина, выделившееся из ОКБ, в настоящее время занимается в основном разработкой авиационно-космической техники.

С 1944 года Лавочкин имел звание генерал-майора инженерной службы, с 1958 года — член-корреспондент АН СССР. В 1943 и 1956 годах ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был четырежды (в 1941, 1943, 1946 и 1948 годах) удостоен Сталинской премии, трижды награжден орденом Ленина и один раз орденом Красного Знамени. 5 ноября 1944 года он был награжден медалью "За боевые заслуги". По окончании войны он был награжден медалями "За победу над Германией" и "За победу над Японией".

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(