7 сентября 1907г - 15 января 1984г
Астраханская область, Астраханская агломерация, Астрахань
Артист, Балетмейстер, Режиссёр
Советский и российский балетмейстер, артист балета и оперный режиссёр. Профессор ГИТИСа в Москве (1946–1983). Захаров дважды был удостоен Сталинской премии, народный артист СССР (1969).
Захаров наиболее известен постановками балетов "Бахчисарайский фонтан" на музыку Бориса Асафьева (1934) и "Золушка" (1945). Искусство балетмейстера Захарова составило целую эпоху в истории советского и мирового балетного и оперного театра. Как балетмейстер Захаров имел свою уникальную философию танцевального искусства. Он оказал влияние на искусство балета, сделав его по-настоящему реалистическим и демократическим искусством. В начале XX века балетный театр стал отходить от романтизма и приближаться к великой мировой классической литературе. Захаров стоял у истоков нового направления балета – балетной драмы. Благодаря глубокому знанию театральной системы Константина Станиславского, хореограф Захаров создал новый балетный спектакль, в котором высокая танцевальная образность и классическая танцевальная техника тесно сочетались с великолепным актерским мастерством. В балетных постановках Захарова раскрылись исполнительские таланты Галины Улановой, Марины Семеновой, Майи Плисецкой, Константина Сергеева, Михаила Габовича и многих поколений звезд мирового балета.
Захаров родился 7 сентября 1907 года в городе Астрахани на Волге. В 1926 году окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени Агриппины Вагановой, Санкт-Петербург). Окончил Ленинградский театральный институт (режиссерский факультет в 1932 году). После окончания Ленинградского хореографического училища был направлен с группой танцовщиков на Украину для пропаганды балетного искусства. В 1926–1929 годах был солистом и балетмейстером Харьковского и Киевского балетов. В 1927 году, работая в театре, организовал балетную студию в Киеве, где преподавал основы классического, дуэтного и народного танца. На базе студии он создал и поставил свой первый одноактный балет "Сон моряка". Затем последовал балет по мотивам "Арлекинады" Рикардо Дриго, а затем концертная программа с номерами из "Фауста" и "Князя Игоря". В 1929 году он поставил балет "Дон Кихот". Захаров успешно совмещал учебу в Ленинградском театральном институте (до 1932 года). В 1932–1936 годах Захаров стал балетмейстером Театра оперы и балета имени С. М. Кирова в Санкт-Петербурге (ныне Мариинский театр), где в 1934 году поставил свой самый известный балет "Бахчисарайский фонтан" на музыку Бориса Асафьева по поэме Александра Пушкина. Именно балет "Бахчисарайский фонтан" положил начало советской хореографической пушкиниане и открыл миру новый метод режиссерской работы в балете — "драматический балет". В настоящее время балет "Бахчисарайский фонтан" идет во многих театрах России и мира. Также на сцене театра имени С. М. Кирова им были поставлены балеты "Утраченные иллюзии" Бориса Асафьева (1936), "Красный мак" и "Медный всадник" (1949) Рейнгольда Глиэра, танцы в операх "Хованщина" Модеста Мусоргского (1933) и "Гугеноты" на музыку Джакомо Мейербера (1935).
В 1936-1956 годах он был главным балетмейстером и оперным режиссером Большого театра, где поставил балеты: "Бахчисарайский фонтан" (новая редакция 1936 года), "Кавказская пленница" (1938) и "Крестьянка" (1946) Б. Асафьева, "Золушка" (1945) С. Прокофьева, "Дон Кихот" (1940) Л. Минкуса, "Тарас Бульба" (1940) В. Соловьева-Седого. Легендарный танец "Гопак", который уже более 80 лет с большим успехом исполняется на сценах лучших театров мира, является вариацией Остапа из балета "Тарас Бульба".
Захаров не ограничивал свою деятельность только хореографией, он также ставил оперы в Большом театре, совмещая работу балетмейстера с постановочно-режиссерской работой: "Руслан и Людмила" М. Глинки (1937; 1956 Прага), "Кармен" Ж. Бизе (1943), "Вильгельм Телль" Дж. Россини (1943). Опера "Кармен" в постановке Захарова шла на сцене Большого театра более 40 лет, а в 1959 году партию Хозе исполнил великий итальянский тенор Марио Дель Монако. Захаров ставил танцы в операх — сцену Польского бала в опере "Иван Сусанин" М. Глинки, Сады Наины в опере "Руслан и Людмила" М. Глинки, а также "Война и мир" С. Прокофьева, "Аида" Дж. Верди.
С 1945 по 1947 год Захаров был директором и художественным руководителем Московского хореографического училища. В 1946 году Захаров основал первое в мире хореографическое отделение для артистов балета. Оставив постановочную работу, Захаров посвятил себя педагогической деятельности. Он стал бессменным заведующим кафедрой хореографии Государственного института театрального искусства ГИТИС (Москва), в 1951 году получил звание профессора. Он обучал студентов искусству хореографии. Среди его учеников были деятели советского и зарубежного балетного театра: Игорь Смирнов, Александр Лапаури, Наталья Конюс, Михаил Лавровский, Андрей Петров, Дмитрий Брянцев, Анатолий Борзов, Иржи Блажек и Марилена Тотова (Чехословакия), Надежда Кираджиева (Болгария), Вера Боккадоро (Франция) и др. С 1947 года он регулярно участвовал во Всемирных фестивалях молодёжи и студентов в качестве главного балетмейстера и был одним из руководителей советской делегации. Захаров ставил балетные и оперные спектакли в театрах Праги, Загреба, Будапешта, Каира и многих других.
Захаров неоднократно приглашался в Финскую национальную оперу в Хельсинки и ставил свои всемирно известные балеты "Золушка" С. Прокофьева (1957) и "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева (1956; 1972 новая редакция), в которых блестяще танцевали звезды финского классического балета Маргарета фон Бар и Ульрика Халльберг.
Захаров был автором статей и книг, таких как "Искусство балетмейстера" (1954), "Записки балетмейстера" (1976), "Слово о танце" (1977), "Сочинение танца" (1983; 1989) и др.
Захаров умер в Москве 15 января 1984 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.