4 февраля 1889г - 10 февраля 1968г
Республика Коми, Княжпогостский район, Туръя
Русско-американский социолог и культуролог, один из основателей современных теорий социальной стратификации и мобильности. Его научное наследие оказало глубокое влияние на развитие мировой социологии.
Родился 23 января 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии (ныне Республика Коми) в уникальной межэтнической семье: отец был русским мастером-реставратором из Великого Устюга, мать — крестьянкой коми-зырянского происхождения. Рано потеряв мать, воспитывался в сложных условиях — отец страдал алкоголизмом, и после жестокого избиения Питирим с братом ушли из дома.
Несмотря на трудности, проявил исключительные способности к учебе. Окончил церковно-приходскую школу в селе Гам, где получил стипендию и жильё. В 1904 году с отличием окончил Гамскую второклассную школу, что открыло ему путь к дальнейшему образованию.
В 1906 году, будучи студентом церковно-учительской семинарии в Хреново, вступил в партию эсеров. Активная революционная деятельность привела к аресту и трёхмесячному заключению в кинешемской тюрьме. Именно в тюрьме сформировался его интерес к социологии — он изучал работы классиков социальной мысли и задумал свою первую монографию "Преступление и кара".
В 1907 году переехал в Санкт-Петербург, где при поддержке профессора-земляка К. Ф. Жакова поступил на Черняевские курсы. Блестяще подготовившись, в 1910 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, где учился у выдающихся учёных: М. М. Ковалевского, Л. И. Петражицкого, М. И. Туган-Барановского.
Уже в 1910 году начал публиковать первые научные работы по этнографии коми-зырян. В 1914 году окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию.
После Февральской революции активно включился в политику: редактировал газету эсеров "Воля народа", стал секретарём А. Ф. Керенского, был избран в Учредительное собрание. Резко осудил Октябрьскую революцию, участвовал в антибольшевистском сопротивлении.
В 1918 году был арестован ЧК и приговорён к расстрелу, но спасён благодаря публичному "покаянию" и заступничеству Ленина, который увидел в его случае символическое значение для привлечения интеллигенции.
В 1922 году был выслан из СССР в рамках кампании по высылке "неблагонадёжной интеллигенции". После короткого пребывания в Берлине и Праге, в 1923 году получил приглашение в США для чтения лекций о русской революции.
В 1930 году принял американское гражданство. В 1931 году основал и возглавил социологический факультет в Гарвардском университете, став первым профессором социологии в этом престижном учебном заведении. Возглавлял факультет до 1942 года, продолжая преподавать до 1959 года.
В 1965 году был избран президентом Американской социологической ассоциации, что стало признанием его выдающегося вклада в мировую науку.
Питирим Сорокин создал оригинальную русскую школу социологии уголовного права, развивая идеи психологической школы своего учителя Л. И. Петражицкого. В противовес подходу Э. Дюркгейма, рассматривавшего преступность как продукт "коллективного сознания", Сорокин предлагал квалифицировать деяние как преступное на основе индивидуальных переживаний человека. Он утверждал, что если личность с более высокой нравственной позиции отвергает общественные шаблоны поведения, именно эти шаблоны могут быть преступными по отношению к прогрессивному индивидуальному сознанию.
Учёный разработал классификацию правил поведения на дозволенные, запрещённые и рекомендованные. Его историко-социологический анализ показал, что с усложнением общественной структуры уменьшается роль жёстких стимулов (кары и награды) в регуляции поведения. В своем учебнике по теории права Сорокин предложил интегральное определение права как системы общеобязательных правил, согласующих свободу различных субъектов и защищающих их интересы.
Сорокин разработал уникальную концепцию социокультурной динамики, согласно которой история человечества представляет собой циклическую смену трёх типов суперсистем:
Эти суперсистемы пронизывают все сферы культуры — науку, искусство, право, философию, формируя целостный культурный тип эпохи.
Ключевой идеей сорокинской социологии стала концепция интегрализма — необходимости создания обобщающей теории, синтезирующей разрозненные социологические знания. Он предсказывал переход социологии в эпоху "великого синтеза", когда различные теории объединятся в целостную систему.
Сорокин анализировал проблемы легитимности власти, перспектив демократии в России, связи национального вопроса с политическим устройством. В послевоенный период он совместно с Н. С. Тимашевым разработал одну из первых концепций конвергенции между Россией и США.
Учёный предсказал возрождение России после упадка коммунизма и перемещение центра культурного лидерства в Россию на рубеже XX-XXI веков. В последние годы жизни он разрабатывал программу "спасения человечества" через альтруистическую любовь, основав в Гарварде Центр по изучению творческого альтруизма.
Сорокин создал теорию исторического круговорота, основанную на циклической смене социокультурных суперсистем. Каждая культура, по его мнению, представляет собой органическое единство идей, материальной культуры и социальных институтов. Современную эпоху он рассматривал как кризис чувственной культуры, который должен разрешиться переходом к новой идеациональной культуре.
Его подход к изучению истории отличался междисциплинарностью и стремлением к созданию интегральной метатеории, объединяющей гуманитарное и естественно-научное знание.
В августе 2014 года перед главным корпусом Сыктывкарского государственного университета был установлен памятник работы известного скульптора Андрея Ковальчука, а с 2015 года университет носит имя своего прославленного земляка.
Научное наследие Сорокина изучается специализированными центрами. В 2009 году в Сыктывкаре был создан Региональный учебно-научный центр имени Питирима Сорокина, который занимался исследованием его эпистолярного наследия из архивов Канады, США и Европы. Хотя центр прекратил работу в 2010 году, его миссию продолжает Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр "Наследие" имени Питирима Сорокина", основанное в ноябре 2010 года. Под руководством доктора исторических наук Э. А. Савельевой, а затем кандидата исторических наук О. Ю. Кузивановой, центр ведёт масштабную работу по изданию собрания сочинений учёного, организует лекции и мероприятия для молодёжи, выпускает научный журнал "Наследие".
Международная деятельность по сохранению наследия Сорокина координируется Фондом Питирима Сорокина, созданным в апреле 2011 года в американском городе Винчестере (штат Массачусетс). Фонд, основанный сыном учёного Сергеем Сорокиным и Ричардом Фрэнсисом Хойтом, занимается защитой авторских прав, популяризацией научного творчества социолога и поддержкой исследований в различных областях социологии.