Сорокин Питирим Александрович

Сорокин Питирим Александрович - российский культуролог, социолог

4 февраля 1889г - 10 февраля 1968г

Республика Коми, Княжпогостский район, Туръя

Культуролог, Социолог

Русско-американский социолог и культуролог, один из основателей современных теорий социальной стратификации и мобильности. Его научное наследие оказало глубокое влияние на развитие мировой социологии.

Биография

Родился 23 января 1889 года в селе Туръя Вологодской губернии (ныне Республика Коми) в уникальной межэтнической семье: отец был русским мастером-реставратором из Великого Устюга, мать — крестьянкой коми-зырянского происхождения. Рано потеряв мать, воспитывался в сложных условиях — отец страдал алкоголизмом, и после жестокого избиения Питирим с братом ушли из дома.

Несмотря на трудности, проявил исключительные способности к учебе. Окончил церковно-приходскую школу в селе Гам, где получил стипендию и жильё. В 1904 году с отличием окончил Гамскую второклассную школу, что открыло ему путь к дальнейшему образованию.

В 1906 году, будучи студентом церковно-учительской семинарии в Хреново, вступил в партию эсеров. Активная революционная деятельность привела к аресту и трёхмесячному заключению в кинешемской тюрьме. Именно в тюрьме сформировался его интерес к социологии — он изучал работы классиков социальной мысли и задумал свою первую монографию "Преступление и кара".

В 1907 году переехал в Санкт-Петербург, где при поддержке профессора-земляка К. Ф. Жакова поступил на Черняевские курсы. Блестяще подготовившись, в 1910 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, где учился у выдающихся учёных: М. М. Ковалевского, Л. И. Петражицкого, М. И. Туган-Барановского.

Уже в 1910 году начал публиковать первые научные работы по этнографии коми-зырян. В 1914 году окончил университет и был оставлен для подготовки к профессорскому званию.

После Февральской революции активно включился в политику: редактировал газету эсеров "Воля народа", стал секретарём А. Ф. Керенского, был избран в Учредительное собрание. Резко осудил Октябрьскую революцию, участвовал в антибольшевистском сопротивлении.

В 1918 году был арестован ЧК и приговорён к расстрелу, но спасён благодаря публичному "покаянию" и заступничеству Ленина, который увидел в его случае символическое значение для привлечения интеллигенции.

В 1922 году был выслан из СССР в рамках кампании по высылке "неблагонадёжной интеллигенции". После короткого пребывания в Берлине и Праге, в 1923 году получил приглашение в США для чтения лекций о русской революции.

В 1930 году принял американское гражданство. В 1931 году основал и возглавил социологический факультет в Гарвардском университете, став первым профессором социологии в этом престижном учебном заведении. Возглавлял факультет до 1942 года, продолжая преподавать до 1959 года.

В 1965 году был избран президентом Американской социологической ассоциации, что стало признанием его выдающегося вклада в мировую науку.

Научная деятельность

Правоведение и социология права

Питирим Сорокин создал оригинальную русскую школу социологии уголовного права, развивая идеи психологической школы своего учителя Л. И. Петражицкого. В противовес подходу Э. Дюркгейма, рассматривавшего преступность как продукт "коллективного сознания", Сорокин предлагал квалифицировать деяние как преступное на основе индивидуальных переживаний человека. Он утверждал, что если личность с более высокой нравственной позиции отвергает общественные шаблоны поведения, именно эти шаблоны могут быть преступными по отношению к прогрессивному индивидуальному сознанию.

Учёный разработал классификацию правил поведения на дозволенные, запрещённые и рекомендованные. Его историко-социологический анализ показал, что с усложнением общественной структуры уменьшается роль жёстких стимулов (кары и награды) в регуляции поведения. В своем учебнике по теории права Сорокин предложил интегральное определение права как системы общеобязательных правил, согласующих свободу различных субъектов и защищающих их интересы.

Социологическая теория

Сорокин разработал уникальную концепцию социокультурной динамики, согласно которой история человечества представляет собой циклическую смену трёх типов суперсистем:

  • Идеациональной (ориентированной на сверхчувственные, религиозные ценности)
  • Чувственной (материалистической и гедонистической)
  • Идеалистической (синтезирующей предыдущие типы)

Эти суперсистемы пронизывают все сферы культуры — науку, искусство, право, философию, формируя целостный культурный тип эпохи.

Ключевой идеей сорокинской социологии стала концепция интегрализма — необходимости создания обобщающей теории, синтезирующей разрозненные социологические знания. Он предсказывал переход социологии в эпоху "великого синтеза", когда различные теории объединятся в целостную систему.

Политическая социология и футурология

Сорокин анализировал проблемы легитимности власти, перспектив демократии в России, связи национального вопроса с политическим устройством. В послевоенный период он совместно с Н. С. Тимашевым разработал одну из первых концепций конвергенции между Россией и США.

Учёный предсказал возрождение России после упадка коммунизма и перемещение центра культурного лидерства в Россию на рубеже XX-XXI веков. В последние годы жизни он разрабатывал программу "спасения человечества" через альтруистическую любовь, основав в Гарварде Центр по изучению творческого альтруизма.

Философия истории

Сорокин создал теорию исторического круговорота, основанную на циклической смене социокультурных суперсистем. Каждая культура, по его мнению, представляет собой органическое единство идей, материальной культуры и социальных институтов. Современную эпоху он рассматривал как кризис чувственной культуры, который должен разрешиться переходом к новой идеациональной культуре.

Его подход к изучению истории отличался междисциплинарностью и стремлением к созданию интегральной метатеории, объединяющей гуманитарное и естественно-научное знание.

Память

В августе 2014 года перед главным корпусом Сыктывкарского государственного университета был установлен памятник работы известного скульптора Андрея Ковальчука, а с 2015 года университет носит имя своего прославленного земляка.

Научное наследие Сорокина изучается специализированными центрами. В 2009 году в Сыктывкаре был создан Региональный учебно-научный центр имени Питирима Сорокина, который занимался исследованием его эпистолярного наследия из архивов Канады, США и Европы. Хотя центр прекратил работу в 2010 году, его миссию продолжает Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр "Наследие" имени Питирима Сорокина", основанное в ноябре 2010 года. Под руководством доктора исторических наук Э. А. Савельевой, а затем кандидата исторических наук О. Ю. Кузивановой, центр ведёт масштабную работу по изданию собрания сочинений учёного, организует лекции и мероприятия для молодёжи, выпускает научный журнал "Наследие".

Международная деятельность по сохранению наследия Сорокина координируется Фондом Питирима Сорокина, созданным в апреле 2011 года в американском городе Винчестере (штат Массачусетс). Фонд, основанный сыном учёного Сергеем Сорокиным и Ричардом Фрэнсисом Хойтом, занимается защитой авторских прав, популяризацией научного творчества социолога и поддержкой исследований в различных областях социологии.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(