Гальперин Пётр Яковлевич

Гальперин Пётр Яковлевич - российский психолог

2 октября 1902г - 25 марта 1988г

Тамбовская область, Тамбовский район, Тамбов

Психолог

Советский психолог, деятель Харьковской психологической школы, Московской школы А. Н.Леонтьева, экспериментатор, теоретик науки, преподаватель. Автор теории планомерно-поэтапного формирования мыслительных действий.

Биография

Как и А. Р. Лурия, Петр Яковлевич родился в семье провинциального врача, был воспитан в иудейских традициях. В подростковом возрасте потерял мать. Отец, который со временем стал известным отоларингологом и нейрохирургом, приучил сына к науке, развил интерес к медицине и психологии.

Гальперин учился на лечебном факультете медицинского института в Харькове. В то время это была столица УССР и в городе действовали научные и образовательные учреждения республиканского значения. После завершения обучения (1926) Петр Яковлевич работает в украинском психоневрологическом институте (с 1931 г. — Всеукраинская психоневрологическая академия).

В конце 1932 г. началось сотрудничество с группой учеников Л. С. Выготского, которая определила дальнейший жизненный и творческий путь ученого. До начала войны работает в Академии (до ее закрытия в 1936) преподает в Харькове и Донецке (тогда Сталино), интересуется прежде всего генетической и теоретической психологией.

Во время Второй мировой войны работает вместе с А. Н. Леонтьевым в эвакуационном госпитале возле Свердловска.

По приглашению С. Л. Рубинштейна с 1943 года работает в МГУ им. Ломоносова, только что развернутом в Москве после эвакуации на восток. С этим вузом будут связаны следующие более сорока лет жизни Петра Яковлевича. Именно здесь им сформулирована и представлена в целом (1953) теория планомерно-поэтапного формирования мыслительных действий, принесшая ученому всемирное признание.

На кафедре психологии МГУ Гальперин вел курсы "Общая психология", "История психологии", "Марксизм и вопросы языкознания". После создания факультета психологии в 1971 году возглавил кафедру детской психологии.

В 1976 году вышла в свет работа «Введение в психологию», которая стала обобщающей для творческого пути Петра Яковлевича. В 1980 году получил звание «Заслуженный деятель науки РСФСР», в восьмидесятилетнем возрасте он продолжал работать на факультете психологии МГУ в качестве профессора-консультанта. Он умер в Москве 25 марта 1988 года.

Научные взгляды и достижения

Учась в либеральной атмосфере 20-х годов Петр Яковлевич знал и уважал труды З. Фрейда и К. Г. Юнга. Именно психоневрология являлась начальной сферой интересов ученого. В результате знакомства и сотрудничества с А. Н. Леонтьевым и другими учениками Выготского, в 1936 г. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «Психологическое отличие орудий человека от вспомогательных средств животного», основой труда были экспериментальные исследования с детьми-дошкольниками. Эта тема лежала в русле основных поисков харьковской школы, исследования которой, по свидетельству Рубинштейна, «.. устанавливают, что практические интеллектуальные действия детей уже на самых ранних ступенях развития носят специфически человеческий характер».

Его личные и коллективные исследования харьковского периода и периода работы в эвакуационном госпитале легли в основу психологической теории деятельности.

Во взглядах на проблему деятельности Гальперин придерживался марксистских позиций. В его трудах психическая деятельность, система психических процессов, есть деятельность ориентационная, то есть направленная на исследование среды и обстоятельств практической деятельности и подчиненная целям последней. Формирование способов психической деятельности человека — социальный процесс, стержнем которого является практическое преобразование материальных объектов, сопровождаемое общением.

Теория планомерно-поэтапного формирования мыслительных действий

Гальперин опирался на идеи своих предшественников, в частности, развивал понятия интериоризации и понимания роли речи в процессе интериоризации, широко используемые в трудах Жана Пиаже и в культурно-исторической психологии. Также его теория тесно связана с трудами коллег, ее считают примерной в русле теории деятельности. В то же время, сам Гальперин уже в конце 60-х гг. критически относился к деятельностному подходу. И, как отмечает В. П. Зинченко, его теория рассматривается как самостоятельный подход или направление, укоренившееся в культурно-исторической психологии.

После первого доклада в 1953 г. теория прошла десятилетний путь к оформлению в докторской диссертации 1965 года. В дальнейшем проходила ее специализация и уточнение.

Некоторые пункты теории планомерно-поэтапного формирования мыслительных действий. По мнению Гальперина, умственные действия не являются прирожденными (в этом с ним не соглашался, например, Рубинштейн), они усваиваются ребенком в процессе предметной деятельности (именно путем интериоризации) и общения со взрослыми; основными факторами формирования умственных действий являются мотивация, правильное выполнение действий в их внешних предметных формах, планомерное приобретение действием определенных параметров (обобщение, обдуманный характер) ее полноценное воспроизведение в ментальном плане (в частности, и осознание — способность точно очертить действие словами).

Гальпериным и его учениками экспериментально обоснован подход к научению, благодаря которому формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем автоматического запоминания в ходе деятельности), без использования так называемого метода проб и ошибок.

Разработанная Петром Яковлевичем чрезвычайно подробная схема образования мыслительных действий нашла практическое применение в разных сферах жизни. К примеру, в 1971–1972 годах в советской армии проводился масштабный эксперимент под руководством Б. Ц. Бадмаева по применению теории Гальперина для подготовки военных специалистов.

Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий принесла общее в т. ч. международное признание, но не является единственным достижением Гальперина. Он уделял внимание базовым вопросам теории психологии (определение предмета науки, ее объективность), методам исследований (совершенствование метода формирующего эксперимента), разрабатывал теорию внимания, внес вклад в развитие прикладных отраслей психологического знания.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2024

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(