24 июня 1816г - 22 января 1897г
Рязанская область, Рязанский район, Рязань
Акварелист, Иллюстратор, Карикатурист, Портретист, Художник
Русский художник-иллюстратор и живописец, выдающийся мастер сатирического графического портрета. Считается основоположником социально-психологической иллюстрации в России, чьи типизированные образы героев русской классической литературы, особенно произведений Н.В. Гоголя, оказали глубокое влияние не только на книжную графику, но и на театрально-сценическое воплощение этих персонажей.
Пётр Михайлович Боклевский родился 12 (24) июня 1816 года. Наиболее достоверным местом рождения считается город Рязань, где сохранилась запись о его крещении в Ильинской церкви, хотя позднее в историографии появилась версия о селе Елшино Пронского уезда. Он происходил из небогатой дворянской семьи: отец, Михаил Фёдорович, был отставным прапорщиком, а мать, Марья Даниловна, обладала художественными способностями, которые унаследовал сын. После окончания Рязанской гимназии (1834) Пётр поступил на юридическое отделение нравственно-политического факультета Московского университета, где попал в кружок поэта и критика Аполлона Григорьева. Окончив курс в 1840 году блестяще по знаниям, но скандально по убеждениям, он отказался переписать своё сочинение, критикующее крепостное право, и был выпущен лишь со скромным званием "действительного студента", не получив степени кандидата права.
Вернувшись в рязанское имение матери, он служил мелким чиновником, но главным его интересом стало искусство. В середине 1840-х годов, будучи в Петербурге, он посещал классы Императорской Академии художеств как вольнослушатель, занимался под руководством К.П. Брюллова, но прославился среди студентов едкими карикатурами на профессоров. Официальное признание в качестве художника пришло в 1852 году, когда за акварельный портрет Академия удостоила его звания "свободного художника". Последовавшее за этим двухлетнее путешествие по Европе (1852–1854) обогатило его художественный кругозор. После возвращения он зарабатывал на жизнь заказными портретами представителей московского купечества и знати (Солдатенкова, Кокорева и др.), однако его истинным призванием стала книжная графика. Личная жизнь художника была связана с рязанской помещицей Варварой Павловной Мальцовой, на которой он женился в 1849 году; в браке родились шестеро детей. В 1860-е годы Боклевский активно занимался общественной деятельностью, служа мировым судьёй в Скопинском уезде. После пожара 1869 года, уничтожившего многие его работы, и смерти супруги в 1883 году, он жил у дочери, переезжая между Москвой, Петербургом и Нижним Новгородом, где сблизился с литературными кругами. Последние годы, отмеченные материальными трудностями и болезнями, он провёл в Москве, неустанно работая до самой кончины. Скончался Пётр Михайлович 10 (22) января 1897 года и был похоронен в Скопине на территории Свято-Духова монастыря.
Творческое наследие Петра Боклевского многогранно и включает в себя политическую карикатуру, станковый портрет и, главным образом, книжную иллюстрацию. Его ранний альбом литографий "На нынешнюю войну" (1855), посвящённый событиям Крымской войны, продемонстрировал острый сатирический дар. Однако всероссийскую известность и место в истории искусства ему принесли иллюстрации к произведениям русской классики, в которых он выступил как глубокий и язвительный интерпретатор литературных характеров.
Вершиной его творчества считается гоголевский цикл. Начав с "Галереи гоголевских типов. "Ревизор" (1858), художник создал эталонные графические образы Городничего, Хлестакова и других персонажей, доведя их социальные и моральные портреты до гротеска. Эти иллюстрации, позднее изданные как "Бюрократический катехизис" (1863), стали не просто дополнением к тексту, а самостоятельным сатирическим комментарием. Впоследствии актёры, включая Михаила Чехова в постановке МХТ 1921 года, нередко гримировались "под Боклевского". Не менее значителен его монументальный цикл "Типы из поэмы "Мёртвые души", работа над которым велась с 1870-х годов и была полностью издана в 1895 году. В этих акварельных и карандашных портретах — утробном Собакевиче, слащавом Манилове, "дубинноголовой" Коробочке — художник с почти физиологической точностью раскрыл сущность "мертвых душ" помещичьей России.
Боклевский также плодотворно работал над образами героев А.Н. Островского, выпустив несколько альбомов (1859–1860), иллюстрировал произведения И.С. Тургенева ("Отцы и дети", 1869), Ф.М. Достоевского ("Бедные люди", "Преступление и наказание", 1881) и П.И. Мельникова-Печерского. Его метод — создание социально заострённого, типизирующего портрета-характера — сформировал целое направление в русской книжной графике второй половины XIX века. Помимо иллюстраций, он оставил ряд выразительных станковых портретов, выполненных пастелью и акварелью (в том числе портреты Н.В. Гоголя и М.И. Глинки), которые хранятся в крупнейших музейных собраниях России.