27 августа 1836г - 12 августа 1921г
Нижегородская область, Нижний Новгород
Драматург, Мемуарист, Писатель, Публицист
Русский писатель-реалист, введший в обиход понятие "интеллигенция". Автор знаменитого романа "Китай-город" — детальной панорамы московской жизни 1880-х годов.
Родившийся в 1836 году в семье помещика, он унаследовал лучшие традиции русской аристократии — его дедом по материнской линии был герой Отечественной войны 1812 года генерал-майор Пётр Григорьев, а дядей — известный петрашевец Николай Григорьев, что во многом предопределило свободомыслие будущего писателя.
Образовательный путь Боборыкина отражает необычайную широту его научных интересов. Окончив Нижегородскую гимназию, он в 1853 году поступил на камеральное отделение юридического факультета Казанского университета, но уже со второго курса увлёкся химией, работая в лаборатории под руководством самого Александра Бутлерова. Это увлечение оказалось настолько серьёзным, что Боборыкин перевёлся в Дерптский университет, где в течение пяти лет (1855—1860) прослушал курс медицинского факультета, составил руководство по физиологической химии и даже перевёл фундаментальный труд по физиологии. Такая разносторонняя подготовка сделала его одним из самых образованных людей своей эпохи.
Литературный дебют Боборыкина состоялся в 1860 году с комедией "Однодворец", однако настоящий успех пришёл к нему после публикации автобиографического романа "В путь-дорогу" (1863—1864). В этот же период он проявил себя как талантливый редактор, возглавив журнал "Библиотека для чтения" (1863—1865). Особенностью творческой биографии Боборыкина стали его продолжительные зарубежные путешествия, во время которых он лично познакомился с ведущими европейскими писателями — Эмилем Золя, Эдмоном Гонкуром, Альфонсом Доде, что позволило ему стать своеобразным мостом между русской и западноевропейской литературой.
Признание заслуг Боборыкина выразилось в избрании его в 1900 году почётным академиком по разряду изящной словесности — высшая оценка его вклада в русскую культуру. До последних дней жизни он сохранял творческую активность, оставаясь одним из самых плодовитых и востребованных литераторов своего времени.
Сам писатель отмечал, что его литературные склонности — "художественное письмо и выразительное чтение" — проявились ещё в гимназические годы, когда был написан его первый юмористический рассказ.
Особое место в творчестве Боборыкина занимает роман "Китай-город" (1882), ставший настоящей летописью московской жизни 1880-х годов. Это произведение задумывалось автором как исследование, документальный слепок эпохи, где с почти научной точностью описываются детали купеческого и дворянского быта — от интерьеров домов до кулинарных предпочтений. Именно на страницах этого романа Боборыкин "изобрёл" знаменитый салат "Ерундопель", что свидетельствует о его внимании к самым разным сторонам повседневной жизни. Роман интересен не только как художественное произведение, но и как исторический документ, отражающий концепцию автора о роли Москвы в социально-политических процессах последней трети XIX века.
Историко-литературное значение Боборыкина во многом связано с его ролью в утверждении понятия "интеллигенция" в русском культурном обиходе. Будучи, по его собственному выражению, "крестным отцом" этого термина, он не просто заимствовал его из немецкой культуры, но наполнил особым смыслом, понимая под интеллигенцией не просто "работников умственного труда", а носителей "высокой умственной и этической культуры". Именно в этом, специфически русском понимании, понятие "intelligentsia" вернулось на Запад, став одним из важнейших вкладов России в мировую культурологическую мысль.
Среди других значительных произведений Боборыкина следует выделить романы "Жертва вечерняя" (1868), "Дельцы" (1872—1873), "Василий Тёркин" (1892) и "Тяга" (1898), а также повесть "Поумнел" (1890) и комедию "Накипь" (1899). Во всех этих работах проявилась характерная черта его творческого метода — стремление к всестороннему охвату современной действительности, внимание к социально-экономическим процессам и психологическая глубина в изображении характеров.
Боборыкин-драматург развивал традиции русского реалистического театра, его пьесы с успехом шли на сценах столичных и провинциальных театров. Как критик и историк литературы он оставил ценные работы по истории западноевропейской и русской литературы, а его мемуары стали важным источником для изучения культурной жизни России второй половины XIX — начала XX века.