Плетнёв Пётр Александрович

Плетнёв Пётр Александрович - российский литератор, поэт

21 августа 1792г - 10 января 1866г

Тверская область, Бежецкий район, Теблеши

Литератор, Поэт

Русский литератор, поэт и критик пушкинского круга, выразитель его эстетических взглядов. В своих ранних статьях 1820-х гг. обосновывал идеи врождённого таланта, важности работы над формой и необходимости народной основы в литературе.

Биография

Пётр Плетнёв родился 10 (21) августа 1792 года. Точное место его рождения остается предметом дискуссий: согласно метрическим записям Тверского архива, он появился на свет в селе Теблеши Бежецкого уезда Тверской губернии в семье дьякона, хотя сам Плетнёв впоследствии указывал Тверь. Получив начальное образование в Тверской духовной семинарии (окончил в 1811 году), он продолжил обучение в Санкт-Петербурге, в Главном педагогическом институте, который окончил в 1814 году. С этого времени началась его долгая и плодотворная педагогическая деятельность: он преподавал русскую словесность в столичных женских институтах, кадетских корпусах и в знаменитом Благородном пансионе. Благодаря рекомендации Василия Жуковского, с 1828 года Плетнёв удостоился чести преподавать литературу наследнику престола, будущему императору Александру II, а также великим княжнам. В 1832 году он возглавил кафедру русской словесности в Императорском Санкт-Петербургском университете, а с 1840 по 1861 год занимал пост его ректора, внеся значительный вклад в развитие университетского образования. С 1841 года он также являлся членом-академиком Второго отделения (русского языка и словесности) Императорской Академии наук.

Особое место в жизни Плетнёва занимала его дружба с ведущими литераторами своего времени. Человек исключительно мягкого, деликатного и доброжелательного нрава, он пользовался абсолютным доверием и любовью Пушкина, Жуковского и Гоголя, выступая для них не только литературным советчиком, но и деятельным помощником в практических и издательских делах. Его квартиру на набережной Фонтанки современники называли "литературным штабом" пушкинского круга. Умер Пётр Александрович Плетнёв 29 декабря 1865 года (10 января 1866 года) в Париже, куда выехал для лечения; похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском православном кладбище.

Творчество

Дебютировав в печати стихотворениями в 1810-х годах, которые публиковались в "Соревнователе просвещения", "Северных цветах" и других изданиях, он вскоре сосредоточился на критике, став одним из наиболее влиятельных литературных экспертов своего времени. Его ранние критические статьи, посвящённые творчеству Милонова, Жуковского и Батюшкова (начало 1820-х гг.), были новаторскими для эпохи. В них Плетнёв, будучи выразителем эстетических взглядов пушкинского круга, отстаивал идею врождённого поэтического таланта, который, однако, должен быть отточен упорным трудом над формой, языком и гармонией. Он одним из первых в русской критике перешёл от общих рассуждений к конкретному анализу индивидуального своеобразия поэтов.

Важнейшей составляющей его литературной позиции стала теория народности. Ещё в 1822 году, в статье об идиллии Гнедича "Рыбаки", Плетнёв разделил поэзию на "всеобщую" и "народную", отдавая предпочтение последней, укоренённой в национальной почве. В своей университетской речи 1833 года он развивал мысль о патриотическом и художественном значении народной стихии для литературы. К концу 1830-х годов его взгляды эволюционировали к пониманию связи литературы с общественной жизнью и важности индивидуального дара писателя.

Несмотря на репутацию "мирного эстетика", ценившего прежде всего изящество формы, Плетнёв обладал редкой для своего времени широтой взглядов и способностью признавать новые таланты. Он с глубоким пониманием оценил новаторство Гоголя, посвятив "Мёртвым душам" одну из лучших современных рецензий (1842). С одобрением и интересом он встречал первые произведения Тургенева, Достоевского, Островского, Аполлона Майкова, отмечая силу их дарования.

Значительна его роль как редактора и издателя. После смерти Антона Дельвига, а затем и Александра Пушкина, Плетнёв принял на себя обязанности редактора и издателя "Современника" (1838–1846), стараясь сохранить журнал как орган высокой литературы, хотя в условиях новой общественной эпохи ему не удалось придать ему прежней боевой актуальности. Его обширная переписка с литераторами и учёными, изданная Яковом Гротом, представляет собой ценный историко-литературный источник, запечатлевший культурную жизнь России нескольких десятилетий.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(