Челищев Павел Фёдорович

Челищев Павел Фёдорович - российский художник

3 октября 1898г - 31 июля 1957г

Калужская область, Думиничский район, Дубровка

Художник

Русский живописец, график и театральный художник, один из наиболее оригинальных и сложных мастеров первой половины XX века, чьё творчество развивалось в русле сюрреализма, мистического символизма и неоромантизма.

Биография

Родился 21 сентября [3 октября] 1898 года в семье калужского помещика Фёдора Сергеевича Челищева, математика по образованию, который сыграл ключевую роль в его интеллектуальном становлении. Отец не только познакомил сына с геометрией Лобачевского, оказавшей влияние на формирование концепции "внутренней перспективы", но и поощрял его ранние художественные опыты, демонстрировавшие редкую для юного возраста зрелость. По легенде, показанные Константину Коровину пейзажи Дубровки вызвали у мастера резюме: "Мне нечему его учить. Он уже художник". Судьбоносный перелом наступил после революции: в 1918 году семья была выселена из родового имения. Челищев оказался в Киеве, где непродолжительное время учился в Академии художеств, брал уроки у Александры Экстер, а также занимался в иконописной мастерской, что оставило отпечаток на его пластическом мышлении. В годы Гражданской войны служил картографом в Добровольческой армии.

В 1920 году начался путь эмигранта. Через Константинополь и Софию он добрался до Берлина, где окунулся в бурную жизнь русской диаспоры, работая как театральный художник для труппы Бориса Романова и кабаре "Синяя птица". Переломным стал переезд в Париж в 1923 году. Здесь он вошёл в круг Сергея Дягилева, оформив для "Русских балетов" спектакли "Ода" (1928) и "Блудный сын" (1929), познакомился с Гертрудой Стайн, ставшей его покровительницей, и английской поэтессой Эдит Ситуэлл. Именно в Париже сформировался его уникальный стиль, балансирующий между фигуративностью и сюрреалистической метаморфозой.

Накануне Второй мировой войны Челищев, вместе со своим партнёром, поэтом и издателем Чарльзом Генри Фордом, эмигрировал в США, где достиг писка известности. В 1942 году он получил американское гражданство. В Нью-Йорке он стал центральной фигурой художественной группировки "Неоромантизм", противопоставлявшей себя как академизму, так и чистому абстракционизму. В этот период были созданы его главные живописные работы. В 1948 году, разочаровавшись в коммерциализации искусства, художник удалился в Италию, поселившись на вилле во Фраскати, где провёл последние годы в относительном уединении, поддерживая переписку с сёстрами, оставшимися в СССР. Скончался от сердечного приступа. Первоначально похоронен во Фраскати, позднее его прах был перенесён сестрой на знаменитое кладбище Пер-Лашез в Париже.

Творчество

Отвергая линейную перспективу Ренессанса, он стремился изображать объект одновременно с разных точек зрения — изнутри и снаружи, сверху и снизу, — пытаясь схватить его сущностную, часто анатомически-рентгеновскую, структуру. Этот метод он применял как в станковой живописи, так и в театральных работах, создавая сценические пространства, которые критики называли "окнами в иное измерение".

Мировую славу художнику принесла монументальная картина "Прятки" ("Ищущий обрящет", 1940–1942), ставшая сенсацией на нью-йоркской выставке 1942 года и по популярности у публики даже опередившая "Гернику" Пикассо. Это сложная, населённая множеством фигур-метаморфоз композиция, изображающая процесс рождения и Древо Жизни, была задумана как часть грандиозного триптиха "Чистилище — Ад — Рай". Вторая часть, "Феномен" (1936–1938), интерпретируемая как "Ад", представляет собой пирамиду, населённую гротескными существами и историческими персонажами; с 1962 года она хранится в Третьяковской галерее. Завершающий цикл "райских" образов, "Ангелические портреты", состоит из "прозрачных" изображений, где физические черты модели растворяются в сияющих кристаллических структурах, символизируя переход к чистой духовности.

Хотя Челищев формально не входил в группу Андре Бретона, его глубокий интерес к подсознательному, алхимической символике, трансформации плоти и идеям вечного возвращения делает его ключевой фигурой сюрреалистического направления. Его искусство питали разнообразные источники: от русской иконы и литературы "серебряного века" до достижений рентгенографии и увлечения цирковыми диковинками. При жизни его высоко ценили такие разные фигуры, как Сальвадор Дали, Гертруда Стайн и Игорь Стравинский. После смерти интерес к его наследию угас, но был возрождён в 1990-е годы, в том числе благодаря усилиям его внучатого племянника, поэта Константина Кедрова.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(