7 июля 1892г - 22 ноября 1967г
Ивановская область, Палехский район, Палех
Живописец, Портретист, Художник
Советский художник-монументалист и мастер портрета. Наследник традиций русской иконописи, создатель эпического триптиха "Александр Невский" и грандиозного, но нереализованного замысла "Русь уходящая". Автор знаменитых мозаик и витражей станций московского метро ("Комсомольская", "Новослободская"), ставших классикой советского искусства.
Павел Корин родился 25 июня (7 июля) 1892 года в знаменитом селе Палех, в семье потомственных иконописцев, где с детства впитывал основы древнерусского искусства. Рано лишившись отца, он начал свой путь в Палехской иконописной школе, а затем, в 1908 году, отправился в Москву, где работал в иконописной палате Донского монастыря.
Судьбоносной стала встреча с Михаилом Нестеровым, который разглядел в юном палешанине незаурядный талант. Нестеров не только привлек его к росписи храмов, но и настоял на получении систематического образования. Благодаря его поддержке, в 1912 году Корин поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодтельства, где учился у таких мастеров, как Константин Коровин и Сергей Малютин.
После окончания училища в 1916 году он изучал древние фрески в Ярославле и Ростове, что укрепило его связь с национальной художественной традицией. В 1917 году художник поселился в мастерской на Арбате, которая стала его творческим штабом на долгие годы. Здесь его навестил Максим Горький, сыгравший огромную роль в жизни Корина: он помог ему с поездкой в Италию для изучения искусства Ренессанса и поддерживал его амбициозные творческие замыслы.
В ранние советские годы Корин, стремясь к анатомической точности в изображении человека, работал в анатомическом театре университета. Параллельно он участвовал в агитационных проектах, сотрудничая с "Окнами сатиры РОСТА" вместе с Маяковским. С 1933 года и до конца жизни его творческим домом стала мастерская на Малой Пироговской улице, ныне являющаяся его мемориальным музеем.
В годы Великой Отечественной войны Корин проявил себя как мужественный гражданин и выдающийся реставратор, возглавив работы по спасению росписей Большого театра. В послевоенные годы он руководил восстановлением шедевров Дрезденской галереи и возглавлял реставрационные мастерские, став одним из столбов отечественной школы реставрации.
Скончался Павел Дмитриевич Корин 22 ноября 1967 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Творческое наследие Павла Корина многогранно и пронизано эпическим, героическим началом.
Центральным, хотя и невоплощенным, замыслом всей его жизни стала грандиозная картина "Реквием" ("Русь уходящая"). Идея родилась в 1925 году во время похорон Патриарха Тихона. На протяжении многих лет Корин создал для нее 29 подготовительных портретов — галерею образов православной Руси: священников, монахов, странников, написанных с огромной внутренней силой и духовной мощью. Однако само гигантское полотно так и осталось незаписанным, став символом ушедшей эпохи.
Широкую известность Корину принесли произведения, ставшие классикой советского искусства. В суровые годы войны он создал триптих "Александр Невский" (1942–1943) — монументальный образ национального героя, в котором узнавались черты несгибаемого народа-защитника. Вершиной его портретного мастерства стали проникновенные изображения маршала Георгия Жукова, Максима Горького, скульптора Сергея Коненкова и других современников.
Неоценим вклад Корина в монументальное искусство Москвы. Его мозаичные плафоны на станции метро "Комсомольская-кольцевая" — это яркие, праздничные панно, прославляющие воинскую доблесть. Витражи станции "Новослободская", создающие эффект сияющего храма, и мозаики "Смоленской" и "Павелецкой" навсегда изменили облик столичного метрополитена, превратив его в "народный дворец". Также он является автором панно для актового зала Главного здания МГУ.
Отдельной страницей наследия Корина является его уникальная коллекция древнерусской живописи, собранная художником-палешанином, тонким знатоком и ценителем иконописи. Эта коллекция сегодня считается одним из национальных достояний России.
Стал Народным художником РСФСР в 1958 году, а в 1962 году получил звание Народного художника СССР. Творчество мастера было отмечено двумя главными премиями страны: Сталинской премией второй степени (1952) за создание мозаичных панно для станции метро "Комсомольская-кольцевая" и Ленинской премией (1963) за галерею портретов своих современников, среди которых были Мартирос Сарьян, Рубен Симонов, итальянский художник Ренато Гуттузо и творческий коллектив Кукрыниксы. Также он был награжден Орденом Ленина в 1967 году, медалями и Золотой медалью Всемирной выставки в Брюсселе в 1958 году.
В 1968 году в Москве, в его бывшей мастерской на Малой Пироговской улице, был открыт Дом-музей, который сегодня является филиалом Государственной Третьяковской галереи. К сожалению, в настоящее время здание музея находится в аварийном состоянии, огорожено забором и ожидает реставрации. На родине художника, в Палехе, в 1974 году был открыт Дом-музей, посвященный истории его семьи. Кроме того, его имя носил сухогруз Эстонского морского пароходства "Художник Корин".