Протопопов Олег Алексеевич

Протопопов Олег Алексеевич - российский спортсмен, фигурист

16 июля 1932г

Ленинградская область, Санкт-Петербург

Спортсмен, Фигурист

Советский фигурист, двукратный олимпийский чемпион (1964, 1968) в паре с Людмилой Белоусовой. Вместе они совершили революцию в парном катании. Четырёхкратные чемпионы мира и Европы (1965–1968). Новаторы, впервые исполнившие множество элементов, ставших классикой.

Биография

Олег Протопопов родился и вырос в Ленинграде в знаменитом Толстовском доме на набережной Фонтанки. Его детство было омрачено войной и блокадой, которую он пережил, находясь на грани жизни и смерти. По его воспоминаниям, спасением семье обязан отчиму, поэту Дмитрию Цензору, который вывез их из осаждённого города. Судьбоносный подарок — первые коньки — Протопопов также получил от отчима. На лёд он встал поздно, в 15 лет, начав заниматься у известного тренера Нины Лепнинской. После призыва на Балтийский флот он продолжил тренировки и в 1953 году стал бронзовым призёром чемпионата СССР в паре с Маргаритой Богоявленской.

Переломный момент наступил в 1954 году, когда на семинаре в Москве он случайно познакомился с московской фигуристкой Людмилой Белоусовой. Спонтанная совместная пробная тренировка выявила удивительную взаимную чуткость и схожесть пластики. Чтобы тренироваться вместе, Белоусова переехала в Ленинград, и в декабре 1954 года под руководством Игоря Москвина начался путь их легендарного дуэта. В декабре 1957 года спортсмены поженились. Их путь к вершине был долгим и тернистым: на первых международных стартах они нервничали и допускали ошибки, а звание чемпионов СССР сумели завоевать лишь с восьмой попытки в 1962 году.

Пик их карьеры пришёлся на середину 1960-х годов, когда они, победив на Олимпиадах в Инсбруке (1964) и Гренобле (1968), установили беспрецедентную гегемонию, выиграв подряд четыре чемпионата мира и Европы. Однако к концу десятилетия их стиль, основанный на элегантности и лиризме, начал проигрывать более атлетичным и сложным в техническом отношении программам молодых советских пар, таких как Ирина Роднина и Алексей Уланов. После того как в 1972 году их не включили в сборную на чемпионат мира, пара ушла из любительского спорта, продолжив выступать в Ленинградском балете на льду.

24 сентября 1979 года, находясь на гастролях в Швейцарии, Белоусова и Протопопов приняли шокирующее для советского общества решение — попросили политического убежища. Они объяснили свой шаг невозможностью творческого развития на родине, где их искусство перестали ценить. В СССР их мгновенно объявили предателями, лишили всех званий и вычеркнули из официальной истории спорта. Супруги поселились в швейцарском Гриндельвальде, получили гражданство (1995) и продолжали кататься до глубокой старости, оставаясь символом вечной преданности льду и друг другу. Впервые после эмиграции они посетили Россию в 2003 году, а позже были почётными гостями Олимпиады в Сочи в 2014 году. Людмила Белоусова скончалась в 2017 году. Олег Протопопов живёт в Швейцарии.

Карьера

Спортивная карьера Белоусовой и Протопопова — это история преображения парного катания. На заре их выступлений доминировали мощные, но зачастую грубоватые пары из ФРГ и Канады. Советский дуэт принёс на лёд принципиально иной подход, в котором главными стали единство партнёров, хореографическая целостность и выразительность, слияние с музыкой. Они не просто выполняли элементы — они "танцевали", создавая на льду законченные художественные образы, чаще всего — влюблённой пары.

Их вклад в технический арсенал фигурного катания колоссален. Именно они впервые исполнили и ввели в широкую практику множество элементов, ставших впоследствии классикой: тодес вперёд на внутреннем ребре (ныне известный как "тодес Протопопова"), "космическую спираль", длинные и сложные спирали в либеле, разнообразные оригинальные поддержки. Их произвольная программа на Олимпиаде-1968, поставленная на музыку Рахманинова и Бетховена, считается одним из шедевров в истории фигурного катания, где техническая безупречность и артистизм достигли абсолютной гармонии.

Их противостояние с немецкой парой Марикой Килиус и Ханс-Юргеном Боймлером стало центральной интригой Олимпиады-1964 и чемпионатов мира тех лет. Победа в Инсбруке была завоёвана не за счёт сложности прыжков, а благодаря неоспоримому эстетическому превосходству, синхронности и той самой "поэзии", которую не могли передать их соперники. На протяжении всей карьеры они отстаивали свою творческую философию, выступая против излишней "затехниченности" катания. Даже после ухода из большого спорта они критически оценивали новую судейскую систему ИСУ, полагая, что она губит художественную составляющую.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(