10 августа 1929г
Амурская область, Благовещенский район, Благовещенск
Советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР (1988). Один из наиболее ярких и харизматичных представителей кинематографа второй половины ХХ века, чей романтический образ и глубокая внутренняя драматургия ролей оставили неизгладимый след в истории отечественного искусства.
Родился в семье военного, красного командира Александра Николаевича Стриженова, достигшего звания комбрига, и его супруги. Детство, отмеченное частыми переездами, прошло в гарнизонах, пока в 1935 году семья окончательно не обосновалась в Москве. Суровые испытания военного времени, труд на строительстве Павелецкого вокзала в 1945 году и работа помощником механика в НИКФИ сформировали в юноше характер, сочетавший романтическую мечтательность с твёрдой волей.
Изначальный путь в искусстве начался не с актёрства: в 1947 году Стриженов поступил на художественно-бутафорское отделение Московского театрально-художественного училища. Однако страстное увлечение театром, возникшее в стенах училища, кардинально изменило его судьбу. В 1949 году, преодолев высокий конкурс, он был принят на актёрский факультет Театрального училища имени Б. В. Щукина при Театре имени Евгения Вахтангова, которое окончил в 1953 году в мастерской Веры Львовой. Его сокурсниками и друзьями на всю жизнь стали Лев Борисов и Михаил Ульянов. Первым профессиональным местом службы молодого актёра стал Государственный русский драматический театр Эстонской ССР в Таллине (ныне Русский театр Эстонии), где он проработал сезон 1953-1954 годов, исполнив несколько заметных ролей, включая Незнамова в спектакле "Без вины виноватые".
Стремление к творческому росту привело его сначала в Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина (сезон 1954-1955), а затем, в 1955 году, — в Москву. С 1957 года он вошёл в труппу Театра-студии киноактёра, ставшего на долгие годы его творческим домом. Период с 1966 по 1976 год был связан с работой в легендарном МХАТе имени Горького, где он выходил на сцену в спектаклях "Тяжкое обвинение" и "Иванов". Однако в 1977 году Стриженов вернулся в Театр-студию киноактёра (ныне "Мастерская 12" под руководством Никиты Михалкова), где прослужил до конца своих дней, создав на сцене ряд значительных образов, от князя Мышкина в "Идиоте" до Генриха IV в одноимённой пьесе Пиранделло.
Подлинную всенародную славу и статус суперзвезды Олегу Стриженову принёс кинематограф. Его звёздный час пробил в 1955 году, когда он, практически случайно вызванный на студию после многочисленных неудачных проб других актёров, блестяще прошёл кинопробы и был утверждён на главную роль в фильме "Овод" режиссёра Александра Файнциммера. Его Артур Бертон — пламенный, страдающий, идейный романтик — стал настоящим откровением для зрителей и кинокритики, мгновенно вознеся актёра на олимп советского кино. Эта работа определила магистральную линию его экранного амплуа — благородного героя-одиночки, раздираемого внутренними противоречиями и высокой идеей.
Триумфальным продолжением стал фильм Григория Чухрая "Сорок первый" (1956), где Стриженов создал незабываемый образ белогвардейского поручика Говорухи-Отрока — интеллигентного, обаятельного, обречённого. Фильм получил специальный приз на Каннском кинофестивале в 1957 году, а французская пресса окрестила Стриженова "советским Жераром Филипом". Далее последовала череда ролей, закрепивших его статус главного романтика страны: отважный мексиканец-революционер в одноимённом фильме (1955), русский путешественник Афанасий Никитин в "Хождении за три моря" (1958), князь Андрей Болконский (от этой роли в "Войне и мире" Сергея Бондарчука актёр впоследствии отказался), мечтатель Мечтатель в "Белых ночах" (1959) Ивана Пырьева.
В 1970-е и 1980-е годы, когда менялся типаж героя, Стриженов мастерски перешёл от юношеской романтики к образам зрелых, сильных и часто трагических мужчин. Вершинами этого периода стали князь Сергей Волконский в исторической эпопее Владимира Мотыля "Звезда пленительного счёта" (1975) и полковник милиции Иван Данилов в культовом детективе "Приступить к ликвидации" (1983). Его герои этого времени — люди долга, интеллекта и несгибаемой воли, несущие в себе груз прошлого и сложный внутренний мир.
Олег Александрович Стриженов скончался 9 февраля 2025 года в Москве на 96-м году жизни после продолжительной болезни. Прощание с артистом прошло в храме Святителя Николая на Трёх Горах, а последним пристанищем стало Троекуровское кладбище.