Соловьёв Николай Яковлевич

Соловьёв Николай Яковлевич - российский драматург

18 ноября 1845г - 9 декабря 1898г

Рязанская область, Рязанский район, Рязань

Драматург

Русский драматург, наиболее известный благодаря творческому союзу с А.Н. Островским. Вместе они создали популярные пьесы "Женитьба Белугина" и "Дикарка", которые ставились в Малом театре и даже в Праге. Его самостоятельная пьеса "На пороге к делу" с успехом шла с участием Марии Ермоловой.

Биография

Родился в Рязани в семье архитектора. Трагедия настигла его в раннем детстве — когда мальчику было всего шесть лет, скончался отец, оставив семью в стеснённых финансовых обстоятельствах. Мать будущего драматурга была вынуждена переехать к своей сестре А.Ф. Соколовой в имение Якшуново Калужской губернии, где и прошли отроческие годы Николая. Получив домашнее образование, он поступил в Калужскую мужскую гимназию, где проявилась его страсть к театру — он не только активно участвовал в любительских спектаклях, но и регулярно посещал постановки Калужского театра, делая первые робкие попытки в драматургии.

Окончив гимназию в 1861 году, Соловьёв начал работать комнатным надзирателем в благородном пансионе при той же гимназии. В 1865 году он отправился в Москву, где стал вольным слушателем университета и завсегдатаем Малого театра. Именно в этот период была написана его первая пьеса "Куда деваться", однако последующие произведения либо не проходили цензуру, либо отвергались театрально-литературным комитетом. Не окончив университета из-за финансовых трудностей, Соловьёв переехал в уездный Мосальск, где с 1869 по 1873 год преподавал арифметику и геометрию в местном училище и женской прогимназии. Наблюдения за жизнью провинциального города и деревни стали богатым материалом для его творчества, но пьесы по-прежнему не находили пути к сцене.

Переломным моментом в судьбе Соловьёва стал 1874 год, когда, отчаявшись преодолеть материальные трудности и творческие неудачи, он ушёл в Николо-Угрешский монастырь послушником. Однако и здесь он продолжал писать, создав пьесы "Разладица" и "Кто ожидал?". Судьбоносной стала встреча в монастыре с философом и писателем Константином Леонтьевым, который помог Соловьёву войти в литературные круги, передав его произведения актёру Малого театра И.В. Самарину и самому Александру Островскому. В 1876 году состоялось личное знакомство Соловьёва с Островским, переросшее в интенсивное, хотя и непростое творческое сотрудничество. По совету мэтра Соловьёв оставил монастырь и полностью посвятил себя литературе.

В 1884 году драматург женился на Варваре Осиповне Раевской, представительнице известного дворянского рода, и получил в приданое хутор Крутое в Калужской губернии, где семья прожила десять лет. Однако после смерти Островского в 1886 году Соловьёв постепенно терял связи с театральным миром. Его поздние пьесы не пользовались успехом, а ухудшающееся здоровье и материальные проблемы окончательно подорвали его силы. Скончался Николай Яковлевич 27 ноября 1898 года в Юхнове, где и был похоронен. Расходы на похороны взяла на себя известная актриса Мария Савина, которая также помогла вдове драматурга получить пенсию для содержания детей.

Творчество

Творчество Николая Соловьёва неразрывно связано с именем Александра Островского, под чьим руководством сформировался его драматургический талант. Их сотрудничество, длившееся с 1876 по 1880 год, было исключительно плодотворным, но психологически сложным для обоих. Вместе они создали четыре пьесы: "Счастливый день" (1877), "Женитьба Белугина" (1877), "Дикарка" (1879) и "Светит, да не греет" (1880). Эти произведения пользовались значительным успехом и ставились на сценах ведущих театров страны, включая Малый и Александринский, а "Женитьба Белугина" и "Дикарка" были поставлены даже в пражском Национальном театре.

Однако творческий процесс давался обоим драматургам нелегко. Соловьёв, предоставляя свои практически завершённые, по его мнению, пьесы, болезненно переживал их коренную переработку Островским, который менял не только названия, но и структуру произведений. В письмах к Леонтьеву Соловьёв жаловался на "ломку почти всей моей пьесы по его плану", признаваясь, что это доводило его до отчаяния. Со своей стороны, Островский отмечал, что работать с Соловьёвым было чрезвычайно трудно из-за своеобразного, "некультивированного" дарования последнего, окутанного "громадой чего-то ненужного".

После прекращения сотрудничества с Островским Соловьёв создал свою наиболее известную самостоятельную пьесу — "На пороге к делу" (1879), которая с успехом шла в Малом театре с Марией Ермоловой в главной роли. Однако последующие его произведения, среди которых "Ликвидация" (1883), "Медовый месяц" (1881) и "Прославились!" (1881), уже не достигали подобного признания. В 1886 году вышел сборник "Театр Н. Я. Соловьёва", включивший четыре его пьесы, но к концу жизни его творчество оказалось практически невостребованным.

Память

Усадебный дом в хуторе Крутое, где семья драматурга проживала в течение десяти лет; к сожалению, на сегодняшний день это деревянное здание на каменном фундаменте пребывает в аварийном состоянии. Место его упокоения — могила на городском кладбище Юхнова — имеет официальный статус и охраняется как объект культурного наследия регионального значения Калужской области.

Литературное наследие Соловьёва было вновь востребовано в 1910 году, когда столичное издательство "Просвещение" включило его избранные драматические сочинения в знаменитую серию "Всемирная библиотека". Двухтомное собрание включило такие пьесы, как "Ликвидация", "Медовый месяц", "Прославились" и другие. Интерес к личности и творчеству драматурга не угас и в наши дни: в 1995 году калужский краевед и писатель Владимир Маслов опубликовал книгу "Калужский однолюб", посвящённую жизни и творчеству Николая Яковлевича.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(