16 февраля 1831г - 5 марта 1895г
Орловская область, Свердловский район, Старое Горохово
Русский писатель, публицист и литературный критик. Создатель классических произведений-сказов ("Левша", "Очарованный странник", "Запечатленный ангел"), он виртуозно воспроизводил народную речь, создав обширную галерею "праведников" из разных сословий.
Родился 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии в семье, сочетавшей разночинное происхождение: отец, Семён Дмитриевич, выходец из духовного сословия, служил следователем в уголовной палате; мать, Мария Петровна (урождённая Алферьева), принадлежала к обедневшему дворянству. Детство Лескова прошло сначала в Орле, а после отставки отца — в сельском имении Панино, где он получил первые глубокие впечатления от народной жизни и языка. Получив несистематическое образование (не завершил курс Орловской гимназии), он начал карьеру чиновником в Орловской и позднее в Киевской казённой палате (1849–1857). Годы в Киеве стали для него временем интенсивного самообразования: он посещал лекции в университете, изучал иконопись, польский язык, общался с представителями различных религиозных течений, что существенно обогатило его мировоззрение.
Переломным моментом стала публицистическая деятельность: его разоблачительные статьи о злоупотреблениях в медицинской сфере привели к конфликту с властями и уходу со службы. В конце 1850-х Лесков переехал в Санкт-Петербург, где начал профессионально заниматься литературой и журналистикой. Его ранние публикации в "Отечественных записках" и "Северной пчеле", включая "Очерки винокуренной промышленности" (1861), носили социально-критический характер. Однако писательская судьба Лескова сложилась драматически. Его первый большой роман "Некуда" (1864), сатирически изображавший нигилистические кружки, вызвал яростное неприятие со стороны радикальной критики, которая надолго заклеймила автора как "реакционера" и "провокатора". Это отторжение со стороны либеральных и революционных кругов предопределило его сложные, часто меняющиеся отношения с ведущими журналами эпохи, включая "Русский вестник" М.Н. Каткова. Несмотря на это, Лесков продолжал интенсивную литературную работу, создав свои самые значительные произведения в 1870-е годы. Писатель скончался 21 февраля (5 марта) 1895 года в Санкт-Петербурге.
В отличие от многих современников, вышедших из дворянской среды, Лесков сделал главными героями своих произведений купцов, ремесленников, духовенство, мастеровых, создав обширную галерею русских "праведников" — персонажей, воплощающих в себе органическую, не показную добродетель и стойкость духа. Его творческая манера сформировалась под влиянием древнерусской литературы, житийного жанра, фольклора и лубочной культуры. Лесков виртуозно владел техникой сказа, когда повествование ведётся от лица вымышленного рассказчика с ярко выраженной речевой характерностью, что придавало тексту особую достоверность, полифонию и колорит.
Расцвет его таланта пришёлся на 1870-е годы, когда были созданы ключевые произведения: хроника "Соборяне" (1872), рисующая трагикомический и героический мир русского духовенства, и повесть-хроника "Очарованный странник" (1873), чей скиталец Иван Флягин стал символом загадочной, широкой русской души. Шедевром лесковского сказа также считается повесть "Запечатленный ангел" (1873), мастерски сочетающая тему религиозного чуда, иконописи и нравственного выбора. В этих произведениях в полной мере проявилась характерная для писателя склонность к авантюрным сюжетам, неожиданным развязкам (пуантам) и глубокая, неортодоксальная религиозность. Лесков избегал однозначных моральных оценок, предпочитая показывать сложность и противоречивость человеческой натуры.
Поздний период творчества отмечен усилением сатирического и публицистического начала, а также обращением к жанру святочного и легендарного рассказа ("Левша", 1881; "Тупейный художник", 1883; "Зверь", 1883; цикл рассказов о праведниках). Знаменитая повесть "Леди Макбет Мценского уезда" (1864), с её мощным трагическим накалом и сильным женским характером, выделяется на общем фоне его творчества и получила мировое признание. Язык Лескова — это целая вселенная: он искусно сочетал литературную норму с областными диалектизмами, профессиональным жаргоном, церковнославянизмами, создавая необыкновенно плотную и выразительную стилевую ткань. При жизни его нередко недопонимали и критиковали за "вычурность" слога и неоднозначность позиции, однако уже XX век по достоинству оценил Лескова как одного из самых самобытных и глубоких стилистов, непревзойдённого знатока народной речи и создателя бессмертной галереи национальных характеров.