9 мая 1892г - 27 декабря 1979г
Ростовская область, Константиновский район, Константиновск
Русский и советский художник-график, режиссёр и художник-мультипликатор, один из основоположников отечественной анимации, стоявший у её истоков вместе с И. Ивановым-Вано, Ю. Меркуловым и сёстрами Брумберг. Новатор, экспериментировавший с техниками и жанрами в 1920-х годах, автор первого полнометражного советского мультипликационного фильма. Его творческие поиски, опередившие своё время, оказались в стороне от утвердившегося в 1930-е годы диснеевского канона, что привело к его уходу из индустрии, однако его вклад в становление советской мультипликации является исторически значимым.
Николай Ходатаев родился 9 мая 1892 года в станице Константиновской Области Войска Донского (ныне город Константиновск Ростовской области), где в то время служил его отец, чиновник Пётр Петрович Ходатаев. Семья происходила из мещан, сумевших дать детям хорошее образование. В 1898 году семья переехала в Москву. Николай с детства проявил способности к рисованию, и его желание стать художником было поддержано. В 1912 году, готовясь к поступлению, он совершил образовательную поездку по Кавказу, после чего успешно стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его обучение пришлось на революционные годы: училище было преобразовано во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), который он окончил в 1918 году. Ходатаев продолжил образование на архитектурном отделении, а после работал в комиссии по охране памятников старины, что свидетельствовало о его глубоком интересе к искусству и истории.
Поворотным моментом в его судьбе стало увлечение кинематографом и, в частности, возможностями оживления рисунка. В 1924 году вместе с художниками Юрием Меркуловым и Зеноном Комиссаренко он создал один из первых в СССР самостоятельных мультипликационных фильмов — "Межпланетная революция". Эта сатирическая пародия на фильм Якова Протазанова "Аэлита" (1924) была выполнена в технике перекладки (оживления плоских марионеток). Знаменательно, что для работы над фильмом Ходатаев на свои средства организовал первое в стране Экспериментальное бюро мультипликации при Государственном техникуме кинематографии (ГТК), фактически став одним из создателей профессиональной анимационной школы.
Вскоре к группе присоединились сёстры Валентина и Зинаида Брумберг, а также молодой Иван Иванов-Вано. В 1925 году коллектив под руководством Ходатаева, Меркулова и Комиссаренко создал масштабный агитационный фильм "Китай в огне", посвящённый революционным событиям в Китае. Фильм длительностью около 50 минут по праву считается первым полнометражным мультфильмом в истории советской анимации. Работа была выполнена в смешанной технике с использованием бумажных марионеток и рисованной мультипликации.
В 1926 году Ходатаев перешёл работать на киностудию "Межрабпом-Русь", а в 1928 году — в "Совкино". Вместе со своей сестрой Ольгой Ходатаевой (также ставшей известным мультипликатором) и сёстрами Брумберг он поставил рисованный фильм "Самоедский мальчик" (1928) — поэтичную и трагическую историю о жизни народов Севера, которую сам автор считал первой попыткой создания мультипликационной трагедии. В том же году он снял игровой фильм "Новоселье Пушкина", который был запрещён к показу.
Творческие устремления Ходатаева шли вразрез с набиравшей обороты конвейерной системой производства агитационных и рекламных роликов. Его интересовали эксперименты с формой, пластикой и жанром. В 1933–1934 годах его группа создала два новаторских рисованных фильма — "Органчик" (сатира на бюрократизм) и "Карьера Фиалкина" (о карьеристе). Эти работы отличались необычной, почти экспрессионистской графикой и сложной динамикой движения, но остались практически незамеченными.
Образование в 1936 году крупной студии "Союзмультфильм" и курс на повсеместное внедрение технологии и эстетики диснеевской мультипликации, подразумевавшей отказ от многих экспериментальных поисков, стали для Ходатаева точкой невозврата. Будучи художником иного склада, он покинул анимационную индустрию, в создание которой вложил так много сил.
Оставшуюся часть жизни Николай Петрович посвятил другим видам искусства. Он работал как иллюстратор, сотрудничал с журналами "Советский экран" и "Советское кино", создавал эскизы для театральных постановок Наталии Сац, иллюстрировал диафильмы. Он много занимался станковой живописью и графикой, оставив большое количество портретов и пейзажей, а в поздние годы увлёкся скульптурой. Несмотря на долгую жизнь, его имя как пионера анимации было известно в основном узкому кругу специалистов. Умер Николай Петрович Ходатаев в 1979 году в Москве.
Историческая роль Ходатаева заключается в том, что он был одним из тех энтузиастов, кто в первой половине 1920-х годов практически с нуля, методом проб и ошибок, создавал язык отечественной мультипликации, смело экспериментируя с техниками и темами. Его фильмы "Китай в огне" и "Самоедский мальчик" остаются важными вехами в истории российского анимационного кино.