15 мая 1900г - 8 января 1967г
Советский актёр и режиссёр. Создатель концепции "театра-арены", ломавшего границу между сценой и залом ("Аристократы"). Его спектакли ("Молодая гвардия", "Гамлет") поражали монументальностью. Шестикратный лауреат Сталинской премии, народный артист СССР.
Николай Охлопков родился 2 (15) мая 1900 года в Иркутске в семье обедневшего дворянина, полковника царской армии Павла Иосифовича Охлопкова, впоследствии служившего в Красной Армии. Детство и юность прошли в атмосфере, насыщенной искусством: его дяди были известными граверами, сестра увлекалась живописью. Сам Николай с юных лет проявлял разносторонние способности: учился в Иркутском кадетском корпусе (1910–1917), посещал художественную студию, брал уроки виолончели. Его первое соприкосновение с театром произошло в любительском спектакле "Свадьба".
В 1917 году он начал работать декоратором в Иркутском городском театре, а уже в 1918 году стал актёром его труппы. Страстный поклонник футуризма и Владимира Маяковского, чьи стихи он декламировал на площадях, Охлопков рано проявил себя как организатор масштабных действ: 1 мая 1921 года он поставил в Иркутске массовое представление "Борьба труда и капитала" с участием войск. В 1922 году, после постановки "Мистерии-буфф" Маяковского в основанном им Молодом театре, он был командирован на учёбу в Москву.
В 1922–1923 годах он учился в ГИТИСе и играл в Театре Революции. Судьбоносной стала встреча с Всеволодом Мейерхольдом, который в 1923 году взял его в свою труппу, где Охлопков играл до 1926 года и параллельно обучался в его мастерской (ГЭКТЕМАС). С середины 1920-х он также работал в кино как актёр и режиссёр на Одесской и московских кинофабриках. В 1930 году он возглавил Московский Реалистический театр, ставший лабораторией его самых смелых экспериментов. После вынужденного слияния театра с Камерным в 1937 году он работал заместителем Таирова, а затем перешёл в Театр имени Вахтангова.
В 1943 году, после возвращения из эвакуации (Омск), Охлопков был назначен главным режиссёром Московского театра драмы (с 1954 года — Театр имени Маяковского), которым руководил до конца жизни, сделав его одним из самых популярных и новаторских театров страны. В 1954 году он на короткий срок занял пост заместителя министра культуры СССР, став первым деятелем искусства на такой высокой государственной должности. Скончался Николай Павлович Охлопков 8 января 1967 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Вдохновляясь традициями народного балагана, площадного действа, а также театрами Востока и античности, он последовательно боролся с "иллюзионизмом" традиционной сцены-коробки. Ещё в Иркутске он начал эксперименты с массовыми уличными представлениями, а в московском Реалистическом театре (1930–1937) реализовал свою концепцию "театра-арены" или "театра-митинга". Он разрушал границу между сценой и залом, располагая зрителей вокруг действия или прямо на игровых площадках, использовал сложные конструкции, пандусы, движущиеся платформы, стремясь к тотальному вовлечению публики в спектакль. Вершиной его ранних поисков стала знаменитая постановка "Аристократов" Н. Погодина (1935).
Возглавив Театр драмы (им. Маяковского), Охлопков сохранил пафос монументальности и эпического размаха, но вписал его в рамки более традиционной сцены. Его спектакли "Молодая гвардия" (1947, Сталинская премия), "Гамлет" (1954), "Медея" (1961) поражали мощной пластической и ритмической организацией, использованием симфонической музыки, динамичной световой партитуры и метафорически насыщенных деталей (например, огромное алое полотнище в "Молодой гвардии"). Он мастерски сочетал психологическую глубину характеров с яркой, обобщённой театральной формой.
Параллельно он активно работал в кино как актёр, создав ряд запоминающихся образов сильных, волевых героев: большевик Василий в ленинской дилогии, комиссар Воробьёв в "Повести о настоящем человеке", Батманов в "Далеко от Москвы" (отмечены Сталинскими премиями). Как кинорежиссёр он поставил несколько фильмов, в том числе "Прокажённая" (1930). Его педагогическая деятельность в ГИТИСе (с 1939 года, профессор) и теоретические работы ("Всем молодым", "Размышления о профессии") оказали огромное влияние на несколько поколений режиссёров. Творчество Охлопкова отмечено шестью Сталинскими премиями.