26 декабря 1845г - 23 декабря 1911г
Владимирская область, Владимир (городской округ), Владимир
Русский писатель-народник, создавший энциклопедию крестьянской жизни в произведениях "Устои" и "Деревенские будни". Стал классиком "мужицкой беллетристики", глубоко исследовавшим психологию русского крестьянства.
Родился 14 (26) декабря 1845 года во Владимире в семье, тесно связанной с культурной жизнью провинции. Его отец, Николай Петрович, служивший письмоводителем канцелярии губернского предводителя дворянства, принадлежал к духовному сословию и отличался просветительскими устремлениями. Именно он в конце 1850-х годов организовал во Владимире первую публичную библиотеку, в работе которой юный Николай принимал самое активное участие. Эта ранняя приобщенность к книжной культуре во многом определила дальнейший путь будущего писателя.
Значительное влияние на формирование мировоззрения Златовратского оказали его дяди, которые часто брали мальчика с собой в поездки к деревенским родственникам. Эти посещения пробудили в нем глубокий и устойчивый интерес к народной жизни, ставший впоследствии лейтмотивом всего его творчества. Во время обучения в гимназии литературные наклонности юноши проявились в создании рукописного журнала, где он помещал свои первые литературные опыты — стихи, рассказы и даже пьесу в подражание Островскому.
После окончания гимназии Златовратский предпринял попытку получить высшее образование, сначала на историко-филологическом факультете Московского университета (1864-1865), а затем в Санкт-Петербургском технологическом институте (1865-1866). Однако хроническая нужда и необходимость самостоятельно зарабатывать на жизнь заставили его оставить учебу. Переломным моментом стало случайное попадание в 1866 году в корректоры газеты "Сын Отечества", что пробудило в нем давний интерес к литературной деятельности. Его первый рассказ из народной жизни "Падёж скота" был принят в журнал "Искра" В.С. Курочкина, после чего последовали публикации в "Будильнике", "Неделе" и "Новостях".
Настоящий литературный успех пришел к Златовратскому после публикации в 1874 году повести "Крестьяне-присяжные" в "Отечественных записках". Это произведение не только принесло автору широкую известность, но и определило его место в русской литературе как одного из ведущих представителей "мужицкой беллетристики". В 1909 году признание его заслуг выразилось в избрании почётным академиком Петербургской академии наук. Скончался Николай Николаевич Златовратский 10 (23) декабря 1911 года и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
После Глеба Успенского он считается наиболее значительным представителем так называемой "мужицкой беллетристики", существенно отличающейся от предшествующей народолюбивой литературы 1840-1850-х годов. Если писатели предыдущего поколения стремились прежде всего отыскать в крестьянине общечеловеческие черты, то Златовратский сосредоточился на специфически крестьянских аспектах жизни, которые ранее оставались за пределами литературного изображения.
Главной заслугой Златовратского стало пристальное внимание к тем сторонам деревенской жизни, которые прежде считались слишком "прозаическими" для художественного воспроизведения. Его произведения, особенно масштабная "история одной деревни" "Устои" и очерки "Деревенские будни", можно рассматривать как своеобразную энциклопедию крестьянского быта. Писатель скрупулезно описывает общинные сходы, суды, переделы земли — те социальные институты, которые формировали особый уклад народной жизни. Его литературный метод представляет собой сложный синтез художественного творчества, этнографического наблюдения и публицистического анализа, что придает произведениям особую достоверность и глубину.
Однако характерной особенностью творчества Златовратского стала определенная идеализация крестьянской жизни, особенно усилившаяся во второй половине 1880-х годов под влиянием идей Льва Толстого. В отличие от Глеба Успенского, беспощадно вскрывавшего социальные язвы деревни, Златовратский склонен был видеть в каждом простом мужике былинного Микулу Селяниновича, носителя глубоких народных "устоев". Эта особенность проявлялась даже в языке его персонажей, которые нередко изъяснялись почти былинным складом, что создавало определенный диссонанс с реалистической установкой на точное воспроизведение народной речи.
В исторической части Владимира его именем названа улица, где каждый дом хранит дух эпохи писателя. На фасаде старинного особняка по улице Герцена, 39, где когда-то жила семья Златовратских, установлена мемориальная табличка, напоминающая о связи этого места с литературным наследием края. Ещё одна памятная доска украшает стену здания бывшей Владимирской мужской гимназии — учебного заведения, сыгравшего важную роль в формировании будущего писателя.