9 октября 1874г - 13 декабря 1947г
Ленинградская область, Санкт-Петербург
Археолог, Живописец, Писатель, Сценограф, Философ, Художник
Русский живописец, график, сценограф, мыслитель, путешественник, исследователь древних культур, писатель и поэт – связан с художественной группой «Мир искусства».
Автор новаторских сценографических разработок для постановки произведений Римского-Корсакова, Бородина, Лопе де Веги, Вагнера, Стравинского и Метерлинка. Он написал декорации и костюмы, а также стал соавтором либретто к феноменальному спектаклю «Весна Священная» Игоря Стравинского в постановке «Русского балета» Сергея Дягилева, премьера которого состоялась 29 мая 1913 года в Париже.
Автор проектов мозаик в церкви Покрова Богородицы в имении Голубевых в Пархомовке под Киевом.
Следуя примеру Красного Креста и развивая лозунг «Мир через культуру», он выступал за защиту памятников и произведений искусства во время военных действий. После долгих усилий и нескольких конференций он привел к подписанию Вашингтонского пакта от 15 апреля 1935 года об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (так называемого Пакта Рериха).
Согласно пакту:
ст. 1 Памятники, музеи, научные, художественные, образовательные и культурные учреждения будут считаться нейтральными и как таковые будут уважаемы и защищены воюющими сторонами. Сотрудники вышеупомянутых учреждений имеют право на такое же уважение и защиту. Статья 5 запрещает использование охраняемых объектов в военных целях под угрозой утраты защиты. Со ссылкой на ст. 27 Положения о сухопутной войне и ст. 5 Конвенции о бомбардировках военно-морскими силами во время войны, ст. 3 Пакта введен защитный знак (красный круг с тремя красными кругами внутри на белом фоне).
Музей Николая Рериха в Нью-Йорке является крупным учреждением художественного творчества Рериха. Многочисленные общества Рериха продолжают пропагандировать его теософское учение по всему миру.
Биография Рериха и его противоречивые экспедиции в Тибет и Маньчжурию недавно были рассмотрены рядом авторов, в том числе двумя русскими, Владимиром Розовым и Александром Андреевым, двумя американцами (Андрей Знаменский и Джон Макканнон) и немцем Эрнстом фон Вальденфельсом.
Серия его исследований Гималайских хребтов, подаренная сыном художника (36 работ), даже выставлена в галерее Николая Рериха музея Карнатака Читракала Паришат, расположенного в Бангалоре, Индия. Гипнотический, захватывающий характер его работ по-настоящему захватывает зрителя, оставляя ощущение покоя и умиротворенности, когда он продвигается вместе с серией по галерее.
В июне 2013 года во время Недели русского искусства в Лондоне «Мадонна Лаборис» Рериха была продана на аукционе в магазине Bonhams за 7 881 250 фунтов стерлингов, включая премию покупателя, что сделало ее самой ценной картиной, когда-либо проданной на аукционе русского искусства.