27 ноября 1842г - 10 февраля 1904г
Калужская область, Мещовский район, Мещовск
Литературовед, Публицист, Социолог
Русский публицист, социолог и литературовед. Идеолог народничества, создатель теории "героев и толпы" и субъективного метода в социологии. Разрабатывал концепцию социального прогресса через нравственный выбор личности.
Родился 15 ноября 1842 года в городе Мещовске Калужской губернии. Его жизненный путь отразил сложную эпоху социально-политических преобразований второй половины XIX века. Получив образование в престижном Петербургском институте горных инженеров, молодой Михайловский тем не менее выбрал стезю публициста и общественного деятеля, что определило его дальнейшую судьбу.
Литературный дебют Михайловского состоялся в 1860 году на страницах журнала "Рассвет", редактируемого В. А. Кремпиным. В последующие годы его статьи и переводы появлялись в различных периодических изданиях, включая "Книжный вестник", "Гласный суд" и "Неделю". Знаковым событием стало его сотрудничество с журналом "Отечественные записки", начавшееся в 1868 году. После кончины Некрасова в 1877 году Михайловский вошёл в редакционный триумвират журнала вместе с Салтыковым-Щедриным и Елисеевым, что свидетельствовало о его растущем авторитете в литературных кругах.
Революционная деятельность Михайловского достигла апогея в 1879 году, когда он сблизился с организацией "Народная воля". Его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке Засодимского на Невском проспекте, после чего он начал активно публиковать статьи в газете "Народная воля". Эта политическая ангажированность не осталась незамеченной властями — в 1882 и 1891 годах публицист подвергался высылке из Петербурга за связи с революционными организациями.
После закрытия "Отечественных записок" в 1884 году Михайловский продолжил свою деятельность в журналах "Северный вестник" и "Русская мысль", а также в газете "Русские ведомости". С 1892 года он стал одним из редакторов журнала "Русское богатство", разделяя этот пост с Владимиром Короленко. Скончался Николай Константинович 28 января 1904 года, похоронен на знаменитых Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Социологическая концепция Михайловского представляет собой оригинальный синтез философской антропологии, социальной психологии и этики, оказавший значительное влияние на развитие русской общественной мысли. Центральное место в его теоретических построениях занимает разработанный совместно с Петром Лавровым "субъективный метод" в социологии, который предполагал рассмотрение исторического процесса через призму нравственных идеалов и ценностных ориентаций личности. В своих фундаментальных работах "Что такое прогресс?", "Аналогический метод в общественной науке" и "Борьба за индивидуальность" Михайловский обосновывал возможность сознательного воздействия на общественное развитие через свободный выбор социального идеала передовой интеллигенцией.
Особый интерес представляет созданная Михайловским теория "героев и толпы", подробно изложенная в одноимённом труде и продолженная в "Научных письмах" и "Патологической магии". Учёный рассматривал механизм коллективного действия через призму психологической склонности человека к подражанию, утверждая, что влияние личности на массу зависит не столько от её выдающихся качеств, сколько от восприимчивости толпы. Согласно этой концепции, практически любой человек, случайно оказавшийся в авангарде социального движения, может сыграть решающую роль в исторических событиях.
В 1880-х годах Михайловский вступил в полемику с теорией "малых дел" и толстовством, отстаивая необходимость системных социальных преобразований. На рубеже 1890-х годов развернулась его знаменитая дискуссия с русскими марксистами, в ходе которой он обвинял оппонентов в защите капиталистических отношений и отказе от демократического наследия 1860-1870-х годов. Критика Михайловским ортодоксального марксизма позднее нашла отражение в работе Ленина "Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?".
Как отмечал исследователь Б. Горев в статье "Н. К. Михайловский и революция", идеолог народничества оставался сторонником "консервативного мелкобуржуазного социализма", признававшего лишь террористические методы воздействия на правительство с целью добиться либеральных реформ. Несмотря на посмертный культ в демократических кругах, где его ставили в один ряд с Герценом и Чернышевским, после 1917 года наследие Михайловского оказалось на периферии общественного внимания — как вследствие его оппозиции марксизму, так и из-за критического отношения к его теории "героев и толпы".
В области литературной критики Михайловский проявил себя как последователь традиций Чернышевского и Добролюбова. Его глубокие аналитические статьи о творчестве Толстого ("Десница и шуйца Льва Толстого"), Достоевского ("Жестокий талант"), а также Гаршина, Горького и Гиппиус не только раскрывали художественные особенности произведений, но и помещали их в широкий социально-философский контекст, что обеспечивало им значительный общественный резонанс. Используя различные псевдонимы (Гроньяр, Посторонний, Профан), Михайловский создал уникальный критический метод, сочетавший литературоведческий анализ с социологическим исследованием.