7 мая 1869г - 21 декабря 1950г
Рязанская область, Рязанский район, Рязань
Русский и советский актёр, режиссёр, театральный педагог, один из столпов Малого театра, чья сценическая деятельность составила целую эпоху в истории русского реалистического театра. Народный артист СССР (1944), Герой Труда (1924). Выдающийся представитель школы Островского, блестящий характерный актёр, мастер бытовой комедии и драмы, сохранивший и развивший в своём творчестве лучшие традиции знаменитой щепкинской плеяды.
Николай Яковлев родился 25 апреля (7 мая) 1869 года в Рязани. С юных лет он был увлечён театром и в 1893 году успешно окончил драматические курсы при Московском театральном училище (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина), где его наставником был известный актёр и педагог Осип Андреевич Правдин. По окончании учёбы молодой актёр был принят в труппу императорского Малого театра, на сцене которого он служил без малого шестьдесят лет — до конца своей жизни. Это был редкий, если не уникальный, случай столь долгого и плодотворного пребывания в одном коллективе.
Решающее влияние на формирование творческой индивидуальности Яковлева оказал великий режиссёр и актёр Малого театра Александр Павлович Ленский. Именно Ленский, оценив живой темперамент, острую наблюдательность и комедийный дар молодого артиста, помог ему найти свою нишу. Яковлев стал непревзойдённым мастером характерных и бытовых ролей, глубоким знатоком старого русского уклада жизни, нравов и типов. Он стал прямым продолжателем реалистических традиций великого "мужика" Малого театра — Прова Михайловича Садовского, развивая и обогащая его манеру.
С самого начала карьеры Яковлев проявил себя как универсальный и невероятно трудоспособный артист. В 1898–1907 годах он также играл на сцене Нового театра (филиала Малого и Большого театров для молодёжных составов). Его репертуар был колоссален: за годы службы он создал более трёхсот сценических образов, около пятидесяти из которых — в пьесах Александра Николаевича Островского. В Островском он чувствовал себя как рыба в воде, с неподражаемой достоверностью и тонким юмором воплощая на сцене галерею купеческих, мещанских и дворянских типов. Вершинами его творчества в этом репертуаре считаются роли Любима Торцова ("Бедность не порок"), Силы Ерофеича Грознова ("Правда — хорошо, а счастье лучше"), Мурзавецкого ("Волки и овцы"), Подхалюзина ("Свои люди — сочтёмся"), Белогубова ("Доходное место"). Не менее значительны его работы в классической комедии: он был выдающимся Фигаро ("Женитьба Фигаро" Бомарше), Скапеном ("Проделки Скапена" Мольера), Хлестаковым и Городничим ("Ревизор" Гоголя) в разные периоды своей карьеры.
Яковлев обладал яркой, запоминающейся внешностью, выразительной мимикой и голосом, умея несколькими штрихами создать законченный, живой характер. Его игра всегда была отточена, но при этом лишена малейшей искусственности, дышала правдой и естественностью.
Помимо актёрской работы, Николай Капитонович активно занимался педагогикой. В 1907–1918 годах он преподавал в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, а после его преобразования — в Музыкально-драматическом институте (ныне РИТИ — ГИТИС), передавая секреты мастерства новым поколениям актёров. Также он пробовал свои силы в режиссуре, ставя спектакли в Малом театре.
В советское время, несмотря на смену эпох и эстетических ориентиров, Яковлев сохранил свой статус и авторитет. Он органично вошёл и в новый репертуар, сыграв, например, Кутузова в инсценировке "Войны и мира" (1941). Его заслуги были высоко оценены государством: он одним из первых получил почётное звание Героя Труда (1924), стал народным артистом СССР (1944), был награждён орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.
Николай Капитонович Яковлев скончался в Москве 21 декабря 1950 года на 82-м году жизни. Он был похоронен с высочайшими почестями на Новодевичьем кладбище.