Глазков Николай Иванович

Глазков Николай Иванович - российский поэт

30 января 1919г - 1 октября 1979г

Нижегородская область, Лысковский район, Лысково

Поэт

Советский поэт, основоположник "небывализма" и создатель термина "самсебяиздат", предвосхитившего самиздат. Автор сборников "Моя эстрада" и "Зелёный простор", чьё творчество получило признание лишь посмертно.

Биография

Родился 30 января 1919 года в семье интеллигентов. Его отец, Иван Николаевич, работал юристом в Московской городской коллегии защитников, а мать, Лариса Александровна, преподавала немецкий язык. В 1923 году семья перебралась в Москву, где и прошли детские и юношеские годы будущего поэта. Трагической вехой в его судьбе стал арест отца в марте 1938 года и последовавший расстрел — событие, которое, по мнению многих литературоведов, не только оставило глубокую травму, но и предопределило сложные отношения поэта с официальной литературной средой.

Стихи Глазков начал писать с 1932 года, а в 1938 году поступил на филологический факультет Московского государственного педагогического института. Именно здесь в 1939 году вместе с Юлианом Долгиным он основал неофутуристическое течение "небывализм", выпустив два машинописных альманаха, за что в 1940 году был исключен из института. Этот эпизод стал первым столкновением свободолюбивого поэта с системой, но не сломил его творческих устремлений.

В 1941 году благодаря рекомендации Николая Асеева Глазков был принят в Литературный институт, однако его учёба прерывается войной. Интересно, что по состоянию здоровья он не был призван в армию, что позволило ему в 1942 году окончить Горьковский педагогический институт. С 1942 по 1944 год он работал учителем в сельской школе села Никольское Горьковской области, где вдали от столичной суеты оттачивал свой поэтический язык.

Возвратившись в Москву в 1944 году, Глазков перепробовал множество профессий — работал носильщиком, грузчиком, пильщиком дров, литсотрудником многотиражки Московского университета, библиотекарем. Этот разнообразный жизненный опыт обогатил его поэзию, придав ей ту уникальную жизненную достоверность, которая отличает его лучшие стихотворения. В 1947 году он предпринял творческую поездку в Среднюю Азию, где занимался переводами киргизских поэтов, что расширило его художественный кругозор.

С середины 1950-х годов Глазков смог полностью посвятить себя литературному труду. Его стихи начали появляться в журналах "Москва", "Октябрь", "Огонёк", а в 1957 году в Калинине вышла первая книга "Моя эстрада", за которой последовал сборник "Зелёный простор" (1960). В 1961 году его приняли в Союз писателей СССР, что означало определённое признание, хотя и не полное соответствие его творчества официальным канонам.

Особой страницей в биографии Глазкова стала его работа в кино. Он снялся в нескольких знаковых фильмах: в 1955 году — в "Вольнице" Григория Рошаля и сказке "Илья Муромец", в 1966 году — в эпизодической роли "летающего мужика" Ефима в "Андрее Рублёве" Андрея Тарковского, а в 1974 году — в фильме Андрея Кончаловского "Романс о влюблённых", где также прозвучала его "Песня о птицах". Современники запоминали его не только как поэта, но и как человека недюжинной физической силы — он мог одной рукой поднять стул за ножку, что стало частью его яркого образа.

Скончался Николай Глазков в Москве в 1979 году. Похоронен на Востряковском кладбище.

Творчество

Уже в конце 1930-х годов Глазков создал собственное литературное течение "небывализм", которое можно рассматривать как оригинальное продолжение традиций русского футуризма. Однако настоящей творческой лабораторией поэта стал самиздат — именно Глазков в 1940-х годах ввёл в обиход слово "самсебяиздат", обозначив им свои самодельные сборники. Этот факт позволяет считать его своеобразным "крёстным отцом" самиздата, предвосхитившим явление, которое станет важной частью культурной жизни 1960-1980-х годов.

Долгие годы лучшие стихи Глазкова не могли пройти цензуру из-за их принципиального несоответствия канонам социалистического реализма. Его поэзия отличалась нарочитой небрежностью формы, ироничным отношением к действительности, глубоко личностным восприятием мира. Как отмечали и Вольфганг Казак, и Евгений Евтушенко, многие публиковавшиеся стихи Глазкова были заведомо ослабленными, представляя собой своеобразную пародию на официальную поэзию.

Переломным моментом в судьбе поэта стал 1957 год, когда при содействии поэта Василия Фёдорова вышла его первая книга "Моя эстрада". Однако, как свидетельствует вдова поэта Росина Глазкова, даже в опубликованных произведениях цензура производила значительные искажения, а лучшие стихи 1930-1950-х годов вообще не включались в сборники.

Особенностью поэтики Глазкова было органичное сочетание разговорной интонации с философской глубиной. Его стихи, кажущиеся на первый взгляд простыми и даже нарочито примитивными, на самом деле содержат сложную систему образов и смыслов. Он мастерски использовал гротеск, иронию, пародию, создавая многомерную картину действительности.

Интересно, что, как отмечал критик Денис Горелов, стихи Глазкова могли бы идеально вписаться в знаменитый фильм "Операция „Ы“ и другие приключения Шурика", где их естественность и органичность значительно превосходила бы официальную поэзию Ярослава Смелякова.

Подлинное признание пришло к Глазкову лишь посмертно. В 1980-1990-х годах стали выходить книги, адекватно представляющие его творчество, открывшие читателю настоящего Глазкова — глубокого лирика, тонкого стилиста, мастера, сумевшего сохранить внутреннюю свободу в условиях жёсткого идеологического контроля.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(