Бельды Николай Иванович

Бельды Николай Иванович - российский артист, певец

2 мая 1929г - 21 декабря 1993г

Хабаровский край, Нанайский район, Муха

Артист, Певец

Советский и российский эстрадный певец, выдающийся исполнитель середины – второй половины XX века, чьё творчество стало ярким символом культур малых народов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Заслуженный артист РСФСР (1985), заслуженный артист Якутской и Бурятской АССР. Уникальный голос, сочетавший лирический баритон с характерными национальными интонациями, и сценический образ добродушного "сына тундры" принесли ему всенародную любовь и широкую известность как в СССР, так и за его пределами.

Биография

Николай Иванович Бельды, вошедший в историю эстрады под именем Кола Бельды, родился 2 мая 1929 года в нанайском стойбище Муха (по другим источникам — в селе Муху Нанайского района Хабаровского края) в семье потомственного охотника. Детские годы будущего артиста, пришедшиеся на сложный период коллективизации, были омрачены лишениями и голодом. Трагическим эпизодом, наложившим глубокий отпечаток на его жизнь, стало раннее сиротство и тяжёлое нервное потрясение после того, как мальчик заблудился в тайге, что привело к сильному заиканию.

Воспитанием Кола занималась школа-интернат в селе Найхин. Оттуда, охваченный патриотическим порывом в годы Великой Отечественной войны, подросток сбежал на фронт, добавив в документах два года к своему возрасту. Он стал юнгой на Тихоокеанском флоте, принимал участие в боевых действиях против Японии, в том числе в освобождении Кореи. Военная служба стала для него и первым шагом в искусство: он выступал в Ансамбле песни и пляски Тихоокеанского флота, где, по воспоминаниям, в пении нашел действенный способ борьбы с заиканием. Параллельно Бельды освоил военную специальность моториста-дизелиста на тральщике. Его боевые заслуги отмечены медалью Нахимова, медалями "За победу над Германией" и "За победу над Японией", а также орденом Отечественной войны II степени, которым он был награждён уже в 1985 году.

После демобилизации в 1952 году целеустремлённый молодой человек поступил в Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова. Чтобы обеспечить себя, совмещал учёбу с работой на станкостроительном заводе и даже с выступлениями в Саратовском драматическом театре. Его творческий путь продолжился в Ансамбле песни и пляски Воронежского военного округа, а затем в филармониях Калинина (ныне Тверь) и Хабаровска. Переломным моментом стал 1957 год, когда Кола Бельды, выступив на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, был удостоен звания лауреата и привлёк внимание министра культуры Екатерины Фурцевой и других видных деятелей. В 1959 году он переехал в столицу, где стал солистом Всероссийского концертно-гастрольного объединения (позже — "Москонцерт"), оставаясь в его штате вплоть до 1990 года. В феврале 1971 года певец вступил в ряды КПСС.

Кола Бельды скоропостижно скончался от обширного инфаркта 21 декабря 1993 года в Хабаровске, куда переехал несколькими годами ранее. Трагедия произошла на улице, когда он направлялся в магазин. Артист был похоронен на Центральном кладбище Хабаровска. Его память увековечена в названиях улиц в Хабаровске и селе Троицком, а также пассажирского теплохода "Метеор" Амурского речного пароходства. Общественный фонд его имени, созданный супругой, продолжает работу по сохранению творческого наследия певца.

Творчество и вклад в культуру

Расцвет популярности Кола Бельды пришёлся на 1960-1970-е годы. После победы на Всероссийском конкурсе артистов эстрады в 1960 году и небольшой роли в фильме Григория Александрова "Русский сувенир" его имя стало узнаваемым. Настоящим прорывом стала шуточная "Песня об оленях" ("А олени лучше!") на музыку М. Табачникова и стихи Я. Костюковского и В. Бахнова, которая, будучи исполненной в одном из первых советских телевизионных клипов, мгновенно разошлась на цитаты. Пик славы певца наступил в 1972–1973 годах, когда его песня "Увезу тебя я в тундру" (муз. М. Фрадкина, сл. М. Пляцковского) попала в финал фестиваля "Песня года", а на Международном фестивале песни в Сопоте (1973) он завоевал вторую премию, исполнив её вместе с композицией "Природа поёт".

Бельды создал уникальный для советской эстрады репертуар, став художественным представителем целого мира — коренных народов Севера, Дальнего Востока и Сибири. В его песнях оживали образы охотников, рыбаков, оленеводов, воспевалась суровая и прекрасная природа тундры и тайги. Такие хиты, как "Увезу тебя я в тундру", "Чукча в чуме ждёт рассвета", "Наадук-бою", "Белый остров", прочно вошли в культурный код эпохи. Парадоксальным образом именно беззлобный и обаятельный сценический образ Бельды, наряду с комедией "Начальник Чукотки", способствовал популяризации стереотипных анекдотов о "простаках-чукчах".

Помимо концертной деятельности, Кола Бельды был серьёзным исследователем и хранителем фольклора. Он много лет собирал и записывал уникальные напевы нанайцев, нивхов, удэгейцев и других народов. Этот материал лёг в основу его экспериментального альбома "Белый остров" (конец 1980-х), где этнические мелодии были аранжированы с использованием электронных инструментов, что предвосхитило более поздние тенденции в мировой музыке. Его глубокий интерес к корням проявился и в сотрудничестве с японским режиссёром Акирой Куросавой при подготовке фильма "Дерсу Узала", для которого Бельды консультировал создателей по вопросам национальной музыки. В поздний период творчества певец, не боявшийся экспериментов, даже принял участие в одном из выступлений авангардного проекта Сергея Курёхина "Поп-механика".

Гастрольная география артиста охватывала более 46 стран, а его дискография включает четыре виниловых альбома-гиганта, множество миньонов и магнитоальбомов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(