Добролюбов Николай Александрович

Добролюбов Николай Александрович - российский поэт, публицист

5 февраля 1836г - 29 ноября 1861г

Нижегородская область, Нижний Новгород

Поэт, Публицист

Русский литературный критик, публицист и поэт, ярчайший идеолог "революционной демократии" рубежа 1850–1860-х годов, создатель метода "реальной критики". Высмеивал либеральное пустословие, славянофильство и "чистое искусство".

Биография

Родился 24 января (5 февраля) 1836 года в Нижнем Новгороде в семье священника Никольской Верхнепосадской церкви. С детства проявил незаурядные способности: получив домашнее образование, он в тринадцать лет переводил Горация, а в 1847 году был принят сразу на последний курс Нижегородского духовного училища. Затем последовала учёба в духовной семинарии (1848–1853), где он слыл образцовым, тихим и усердным учеником. Вопреки воле отца, желавшего видеть сына в Петербургской духовной академии, Добролюбов в 1853 году с блеском выдержал экзамены в Главный педагогический институт, куда и поступил, привлечённый его высоким научным уровнем.

Годы учёбы стали временем стремительного идейного перелома. Скоропостижная смерть обоих родителей в 1854 году вызвала у юноши глубокий духовный кризис, который он назвал "подвигом переделыванья себя". От набожного семинариста он превратился в убеждённого материалиста и революционного демократа. В стенах института он организовал выпуск нелегальной рукописной газеты "Слухи" с крамольным содержанием, что привело к конфликтам с начальством. В 1856 году состоялось судьбоносное знакомство с Николаем Чернышевским, который оценил гений молодого критика и привлёк его к сотрудничеству в некрасовском "Современнике". С 1857 года Добролюбов возглавил критико-библиографический отдел журнала, став его идейным стержнем, а с 1859 года — сатирическое приложение "Свисток".

Несмотря на блестящее окончание института (1857), он был лишён золотой медали за вольнодумство. Короткий период работы домашним наставником и репетитором в кадетском корпусе не мог удовлетворить его кипучую энергию, полностью отданную журналистике. Напряжённая работа, аскетичный образ жизни и нервное истощение привели к резкому обострению наследственного туберкулёза. В мае 1860 года он выехал за границу для лечения, посетив Германию, Швейцарию, Францию и Италию. Поездка несколько смягчила его политический радикализм, но не смогла спасти: вернувшись в Петербург в июле 1861 года, он был уже безнадёжно болен. Скончался Николай Александрович 17 (29) ноября 1861 года в возрасте 25 лет. Похоронен на Волковом кладбище рядом с Виссарионом Белинским, положив начало знаменитым "Литераторским мосткам".

Творчество

Наследие Добролюбова представляет собой вершину русской революционно-демократической критики и публицистики. Его метод, получивший позднее название "реальной критики", заключался в том, чтобы, анализируя литературное произведение, выходить за его пределы к оценке самих явлений действительности, которые в этом произведении отразились. Литература для него была прежде всего "учебником жизни", а задача критика — вскрывать общественные болезни и указывать пути к их исцелению. Его статьи, написанные страстным, отточенным и убедительным стилем, стали манифестами целого поколения.

Вершинами его критической мысли стали три фундаментальные работы, вошедшие в золотой фонд русской литературной критики. Статья "Что такое обломовщина?" (1859) о романе Гончарова превратила имя главного героя в нарицательный символ социального застоя, косности и пассивности русского барства. В рецензии на тургеневский роман "Накануне" — "Когда же придёт настоящий день?" (1860) — Добролюбов сформулировал ожидание появления в России героической личности, "русского Инсарова", способного на революционную борьбу. Анализ пьесы Островского "Гроза" под названием "Луч света в тёмном царстве" (1860) раскрыл деспотическую сущность патриархального "тёмного царства" и трагический протест против него в лице Катерины. Именно Добролюбов ввёл в широкий оборот термин "реализм" как обозначение нового художественного метода.

Параллельно он вёл блестящую сатирическую деятельность в "Свистке", где под пародийными масками Конрада Лилиеншвагера, Якова Хама и Аполлона Капелькина высмеивал либеральное пустословие, славянофильство и "чистое искусство". Его философские взгляды, изложенные в статьях, были последовательно материалистическими и утилитарными: он утверждал эмпирическое происхождение всех идей, проповедовал "разумный эгоизм" и видел цель прогресса в достижении социального равенства.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(