20 сентября 1899г - 30 сентября 1999г
Тамбовская область, Кирсановский район, Калугино
Советский и российский актёр театра и кино, педагог, чья творческая судьба стала олицетворением преемственности традиций русского сценического искусства. Герой Социалистического Труда (1990), Народный артист СССР (1960), трёхкратный лауреат Сталинских премий (1947, 1948, 1949). Вместе с В. М. Зельдиным он вошёл в историю как один из двух российских профессиональных театральных актёров, встретивших 100-летний юбилей, не покидая сцены.
Родился 8 (20) сентября 1899 года в купеческой семье Александра Ивановича и Анны Николаевны Кокиных в селе Инжавино Тамбовской губернии (по некоторым источникам — 23 сентября в селе Калугино). После получения начального образования у местной учительницы с 1909 года обучался в реальном училище Тамбова, которое окончил в 1916 году, после чего поступил в Московский институт инженеров путей сообщения.
Первое соприкосновение со сценой произошло в 1917 году в любительском спектакле в инжавинском народном доме, где он исполнил крошечную роль старика. В годы Гражданской войны работал в учреждениях Тамбова и Кирсанова, а в декабре 1919 года добровольцем вступил в Красную Армию, где участвовал в спектаклях кавалерийского полка в качестве культработника.
В 1922 году, демобилизовавшись, по совету известной актрисы Елены Гоголевой поступил в Высшие театральные мастерские при Малом театре (ныне — Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина). Окончив обучение в 1924 году, начал службу в Малом театре, где первоначально выступал под настоящей фамилией Кокин, но вскоре по совету коллег взял псевдоним Анненков — в честь матери и сестры, носивших имя Анна.
Его сценическому мастерству были присущи лаконизм, завершённость характеристик и глубина интерпретации образов. В октябре 1941 года эвакуировался с театром в Челябинск, а с 1943 года руководил фронтовой концертной бригадой Малого театра.
С 1946 года начал преподавать в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина, куда его пригласил заведующий кафедрой Константин Зубов. В 1954 году стал художественным руководителем курса, а с 1957 по 1988 год возглавлял кафедру "Мастерство актёра". С 1961 года — профессор, с 1988 по 1999 год (с перерывом) — художественный руководитель училища. Среди его учеников — звёзды российского театра и кино: Олег Даль, Виталий Соломин, Виктор Павлов, Михаил Кононов, Ярослав Барышев.
Активно работал на радио, публиковал статьи по вопросам актёрского мастерства ("Щепкин и Станиславский", "Традиции Малого театра", "Значение партнёра в спектакле" и др.). Избирался в правление "Ассоциации Дружбы народов", состоял в художественно-режиссёрских коллегиях Малого театра и учёном совете училища имени Щепкина. Член ВКП(б) с 1942 года.
До сезона 1998—1999 годов регулярно выходил на сцену, в том числе в знаковой роли Фирса в чеховском "Вишнёвом саде". Свой 100-летний юбилей отметил на сцене, исполнив отрывок из "Царя Бориса" А. К. Толстого в роли Луп-Клешнина. Через несколько дней после выступления, 30 сентября 1999 года, актёр скончался. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.
В 1990 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства, плодотворную педагогическую и общественную деятельность. Среди государственных наград — орден "За заслуги перед Отечеством" II степени (1999) к 100-летнему юбилею, орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (1996), орден Дружбы народов (1994), четыре ордена Ленина (1949, 1979, 1986, 1990), орден Октябрьской Революции (1974), орден Трудового Красного Знамени (1970) и орден "Знак Почёта" (1937).
В области почётных званий он был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР (1937), Народного артиста РСФСР (1949), Народного артиста СССР (1960), а в 1999 году стал академиком Международной академии театра.
За творческие достижения был трижды лауреатом Сталинских премий: II степени (1947) за роль капитан-лейтенанта Максимова в спектакле "За тех, кто в море!", I степени (1948) за спектакль "Великая сила" и I степени (1949) за кинокартину "Суд чести". В 1999 году получил Премию Мэрии Москвы в области литературы и искусства за уникальный вклад в развитие культуры столицы, а также был посмертно награждён премией "Хрустальная Турандот" за долголетие и доблестное служение театру.
Его творческий путь начался в 1922 году с эпизодической роли в "Снегурочке" Островского. В первые годы он исполнял преимущественно второстепенные роли: офицера в "Железной стене" (1923), Держиморды в "Ревизоре" (1923), шестого гражданина в "Юлии Цезаре" (1924).
Знаковым этапом стало исполнение роли Жадова в "Доходном месте" (1926), которая принесла ему признание. В последующие годы он создал запоминающиеся образы в классическом репертуаре: Митя в "Бедность не порок" (1925, 1928), Молчалин в "Горе от ума" (1930), Незнамов в "Без вины виноватые" (1942). Особое место в творчестве заняли шекспировские персонажи: граф Глостер в "Короле Лире" (1979), Рюи Блаз в одноимённой драме (1949).
Среди его значимых работ военной эпохи — Огнев во "Фронте" (1942) и капитан-лейтенант Максимов в "За тех, кто в море!" (1947). В поздний период творчества особого внимания заслуживают его Фамусов в "Горе от ума" (1987), Городничий в "Ревизоре" (1972) и проникновенное исполнение роли Фирса в "Вишнёвом саде" (1991), которую он играл до последних лет жизни. Завершил свою сценическую карьеру актёр ролью Луп-Клешнина в "Царе Борисе" (1993).
В 1930-40-е годы он воплотил запоминающиеся характеры в картинах "Восстание камней" (1935), "Одиннадцатое июля" (1938) и "Честь" (1938). Особую известность принесла ему роль полковника Александрова в дилогии о Тимуре — "Тимур и его команда" (1940) и "Клятва Тимура" (1942).
Послевоенный период отмечен глубокими драматическими работами: профессор Семёнов в "Мальчике с окраины" (1947) и академик Добротворский в "Суде чести" (1948), за которую актёр получил Сталинскую премию. В 1950-60-е годы он снимался в фильмах "Первый эшелон" (1955), "В начале века" (1961) где сыграл Плеханова, а также в экранизациях спектаклей Малого театра — "Порт-Артур" (1964) в роли адмирала Макарова и "Дачники" (1966).
Особенно плодотворным стал период 1970-80-х годов, когда актёр создал целый ряд значительных образов в телеспектаклях: Басов в "Дачниках", отец Павлин в "Достигаев и другие", граф Глостер в "Короле Лире", Гаев в "Вишнёвом саде". Его последними работами стали роли в фильмах "Царь Борис" (1994) и музыкальной ленте "Ангел с окурком" (1998), а также участие в документальном проекте "Чтобы помнили" (1997).