2 февраля 1888г - 17 сентября 1963г
Московская область, Московская агломерация, Москва
Русская и советская поэтесса, писательница и мемуаристка, чья творческая судьба была тесно переплетена с судьбой русской литературы первой половины XX века. Её исповедальные стихи стали хроникой эпохи.
Наталья Васильевна родилась 21 января (2 февраля) 1888 года в Москве в интеллигентной литературной семье. Её отец, Василий Афанасьевич Крандиевский, был известным издателем и журналистом, одним из создателей журнала "Бюллетени литературы и жизни". Мать, Анастасия Романовна Тархова, — писательница, чья проза высоко ценилась Антоном Чеховым. Дом Крандиевских был одним из литературных салонов Москвы, где часто бывали писатели и поэты, что с детства определило круг интересов Натальи. Она рано начала писать стихи, и её первые поэтические опыты, отмеченные влиянием символизма, получили одобрение таких мэтров, как Иван Бунин, Константин Бальмонт и Александр Блок.
В 1907 году она вышла замуж за адвоката Фёдора Волькенштейна. В этом браке в 1908 году родился сын, будущий выдающийся физико-химик Фёдор Волькенштейн. Однако семейная жизнь не сложилась, и в 1914 году начался новый, самый значительный этап её жизни — Наталья Васильевна стала гражданской, а затем и официальной женой писателя Алексея Николаевича Толстого. Вместе с ним в годы Гражданской войны она пережила эмиграцию (с 1919 по 1923 год жила в Берлине и Париже), а затем возвращение в Советскую Россию. Ради семьи, рождения и воспитания двух общих сыновей — будущего физика Никиты и композитора Дмитрия Толстых — она практически полностью оставила собственное творчество, став литературным секретарём, первым критиком и опорой для мужа. Существует устойчивое мнение, что именно её поэтическое чутьё и непосредственное участие повлияли на стихотворные вставки в знаменитой сказке А. Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". После болезненного разрыва с Толстым в 1935 году, вызванного его увлечением Людмилой Крестинской-Баршевой, Наталья Васильевна, пережив глубокий личный кризис, вновь обрела себя в поэзии, к которой вернулась уже навсегда. В годы Великой Отечественной войны она оставалась в блокадном Ленинграде, где создала пронзительный цикл стихов. Скончалась Наталья Васильевна 17 сентября 1963 года в Ленинграде и была похоронена на Серафимовском кладбище.
Ранний период представлен тремя доэмигрантскими сборниками: "Стихотворения" (1913), "Стихотворения. Книга 2" (1919, Одесса) и "От лукавого" (1922, Москва-Берлин). Её поэзия той поры, отмеченная влиянием символизма и акмеизма, отличается утончённой образностью, лиризмом и психологической глубиной. Критика отмечала в ней "редкое сочетание мысли и музыки".
Второй, поздний период творчества начался после расставания с Толстым. Вернувшись к поэзии, Крандиевская-Толстая выработала новый, исповедальный стиль. Её стихи стали хроникой пережитого — эмиграции, любви, утраты, войны. Особую ценность представляет её блокадная лирика, где трагедия осаждённого города переплетается с глубоко личными переживаниями. Эти поздние произведения, а также мемуарные очерки об эпохе и знаменитых современниках долгое время оставались неизвестными широкому читателю. Они увидели свет лишь в 1970-е годы, благодаря усилиям её сына, Никиты Толстого, и литературоведов. Посмертно были изданы сборники "Вечерний свет" (1972) и "Дорога" (1985), которые открыли публике самобытный голос поэтессы, сумевшей с пронзительной честностью и простотой запечатлеть драматический опыт целой эпохи.
Российские мемуаристки, Российские писательницы, Российские поэтессы