3 июля 1881г - 17 октября 1962г
Тульская область, Чернский район, Архангельское
График, Живописец, Сценограф, Художник
Русская художница-авангардистка, график, сценограф. Ключевая фигура русского авангарда, соосновательница лучизма вместе с Михаилом Ларионовым.
Наталья Гончарова родилась в дворянской семье, детство провела в тульских имениях отца, что сформировало её глубокую связь с русской сельской культурой. В 1891 году семья переехала в Москву. Окончив гимназию с серебряной медалью (1898), она briefly пробовала учиться на медицинских курсах и историческом факультете Высших женских курсов, но нашла своё призвание в искусстве.
В 1901 году Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) на скульптурное отделение, где училась у Паоло Трубецкого и Сергея Волнухина. Здесь произошла её судьбоносная встреча с Михаилом Ларионовым, ставшим её спутником жизни и творческим соратником. Под его влиянием она перешла с отделения скульптуры на живописное, в класс Константина Коровина (1904). Несмотря на увлечение живописью, Гончарова не оставляла скульптуру и была дважды награждена медалями училища. В 1909 году она была отчислена за неуплату, но к этому времени уже полностью сформировалась как самостоятельный художник.
Период с 1910 по 1914 год стал временем триумфа Гончаровой в России. Она активно участвовала в ключевых авангардных выставках ("Бубновый валет", "Ослиный хвост", "Мишень"), организовала громкие персональные выставки в Москве (1913) и Петербурге (1914), на которых представила ретроспективу из более чем 700 работ.
В 1915 году по приглашению Сергея Дягилева Гончарова вместе с Ларионовым уехала в Европу для работы над костюмами и декорациями для его "Русских сезонов". После гастролей они окончательно обосновались в Париже (1919). Несмотря на активную работу для театра Дягилева и участие в парижских салонах, её известность в эмиграции пошла на спад. В 1938 году они с Ларионовым приняли французское гражданство, а в 1956 году официально оформили брак. Интерес к её творчеству возродился лишь в конце 1950-х – начале 1960-х годов благодаря крупным ретроспективным выставкам.
Скончалась Наталья Гончарова в Париже 17 октября 1962 года.
Творческий путь Гончаровой отличался невероятной стилистической широтой. Она последовательно прошла через увлечение импрессионизмом, фовизмом и кубизмом, но наиболее органичным для неё стал синтез традиций французского авангарда и русского народного искусства – лубка, вывески, иконописи.
В работах 1900-х – начала 1910-х годов ("Уборка хлеба", 1907; "Мытье холста", 1910) она создала монументальные, упрощённые по форме образы, наполненные мощной народной энергетикой.
Вместе с Ларионовым Гончарова стала соавтором этого первого в истории русского абстрактного течения (манифест 1913 г.). В лучистских полотнах ("Лучистые лилии", 1913) предметы растворяются в пересекающихся пучках света, образуя динамичные абстрактные композиции.
Её циклы на евангельские сюжеты ("Евангелисты", 1911) и изображения современного города вызвали скандалы и обвинения в порнографии и богохульстве, демонстрируя смелость её художественных решений.
Гончарова была выдающимся театральным художником. Её работы для "Русских сезонов" Дягилева ("Золотой петушок", 1914; "Литургия", 1915; "Жар-птица", 1926) стали эталоном сценографического искусства, где костюм и декорация сливались в единое динамическое зрелище.
Она также активно иллюстрировала книги русских футуристов (Алексей Кручёных, Велимир Хлебников), создавая литографированные открытки и книги-объекты, которые были неразрывно связаны с текстом.