13 мая 1850г - 16 января 1916г
Свердловская область, Алапаевский район, Алапаевск
Русский драматург и либреттист, вошёл в историю прежде всего как автор текстов последних опер своего брата Петра Ильича — бессмертных "Пиковой дамы" (1890) и "Иоланты" (1891). Автор пьес "Симфония", "Предрассудки" и других.
Родился 1 (13) мая 1850 года в Алапаевске, в семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского. Подобно старшему брату Петру, он получил элитарное юридическое образование, окончив в 1870 году Императорское Училище правоведения в Санкт-Петербурге. Однако карьера на государственной службе, к которой готовило это учреждение, его не привлекала. Некоторое время он служил в судебных палатах Симбирска и Киевской губернии, но его истинные интересы лежали в сфере литературы, театра и благотворительности.
Особое место в жизни Модеста Ильича занимала сурдопедагогика. В 1875-1876 годах он специально выезжал в Лион для изучения передовых методов обучения глухонемых у известного педагога Жана Гугентоблера. С 1876 года он взял на себя заботу о глухонемом мальчике Николае (Коле) Конради, сыне своей дальней родственницы. Чайковский стал для него не только опекуном, но и личным воспитателем, сумев благодаря терпеливым занятиям развить его интеллект и приобщить к культуре. История его самоотверженных трудов над воспитанием Конради была подробно изложена в очерке "Год работы с глухонемым от рождения ребёнком", опубликованном в 1877 году и получившем высокую оценку специалистов.
Личная жизнь Модеста Чайковского была тесно переплетена с жизнью его знаменитого брата и всей семьи. Он выступал доверенным лицом и помощником Петра Ильича в самых деликатных ситуациях. Ярким примером является история 1882-1883 годов, связанная с племянницей композитора Татьяной Львовной Давыдовой, страдавшей морфинизмом и оказавшейся в положении. Именно Модест организовал её срочный отъезд в Париж для лечения у знаменитого невропатолога Жана Мартена Шарко и для сохранения тайны родов. Родившийся там мальчик, Георгий, впоследствии был усыновлен в Швейцарии. Модест оставался самым близким и понимающим человеком для Татьяны на протяжении всей её жизни.
Литературный дебют Модеста Чайковского состоялся в 1874 году, когда под псевдонимом "Говоров" он начал публиковать критические статьи о музыке и театре. В том же году была написана его первая пьеса "Благодетель". Настоящая известность пришла к нему как к драматургу в 1880-е годы. Его пьесы "Лизавета Николаевна" (1884), "Симфония" (1890), "Похмелье" (1890), "День в Петербурге" (1892), "Предрассудки" (1893) с успехом ставились на сценах императорских театров — Александринского в Петербурге и Малого в Москве, а также в частных антрепризах. Иронично, что премьера пьесы "Предрассудки" в Александринском театре состоялась 6 октября 1893 года — в день похорон Петра Ильича Чайковского.
Однако наиболее весомый и долговечный вклад Модеста Ильича в русскую культуру связан с жанром оперного либретто. Он является автором текстов двух последних опер своего брата, ставших шедеврами: "Пиковой дамы" (1890) по повести Пушкина и "Иоланты" (1891) по драме Герца. Работая в теснейшем творческом союзе с композитором, Модест создал лаконичные, психологически насыщенные и музыкальные либретто, идеально соответствующие замыслу Петра Ильича. Его талант либреттиста был востребован и другими композиторами: Эдуардом Направником ("Дубровский", 1895), Арсением Корещенко ("Ледяной дом", 1900), Антоном Аренским ("Наль и Дамаянти", 1904) и, что особенно значимо, Сергеем Рахманиновым, для которого он создал либретто одноактной оперы "Франческа да Римини" (1904). Кроме того, Модест Ильич занимался поэтическими переводами, наиболее масштабной работой в этой области стал полный перевод сонетов Уильяма Шекспира, опубликованный в 1914 году.
После скоропостижной смерти Петра Ильича в 1893 году Модест посвятил себя увековечиванию его памяти. Он стал первым и главным биографом композитора, подготовив к изданию фундаментальный трёхтомный труд "Жизнь Петра Ильича Чайковского" (1900-1902), основанный на личных письмах, дневниках и воспоминаниях. Вместе с племянником Владимиром Давыдовым и слугой композитора Алексеем Софроновым он стал основателем мемориального Дома-музея в Клину, бережно сохранив обстановку последней квартиры брата. Модест Ильич также управлял авторскими правами на наследие композитора.
Скончался Модест Ильич Чайковский 3 (16) января 1916 года в Москве от болезни сердца. Он был похоронен, согласно своему завещанию, в усадьбе Демьяново под Клином.