Нестеров Михаил Васильевич

Нестеров Михаил Васильевич - российский живописец, пейзажист, портретист, художник

31 мая 1862г - 18 октября 1942г

Башкортостан, Уфимский район, Уфа

Живописец, Пейзажист, Портретист, Художник

Выдающийся русский живописец, академик. Мастер религиозной и портретной живописи, создатель уникального "нестеровского пейзажа". Автор знаковых произведений: "Видение отроку Варфоломею", цикл картин о Сергии Радонежском, росписи Владимирского собора в Киеве. В советский период создал глубокие психологические портреты современников (И. Павлов, В. Мухина). Лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Биография

Родился в Уфе в купеческой семье, где с детства формировался его глубокий интерес к искусству и русской старине. Получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у В.Г. Перова, и в Петербургской академии художеств.

Личная трагедия — смерть первой жены Марии Мартыновской в 1886 году — оказала глубокое влияние на его творчество, определив интерес к одухотворённым женским образам. Художник активно участвовал в выставках Товарищества передвижников и объединения "Мир искусства".

Значительную часть жизни Нестеров посвятил монументальной религиозной живописи. Он расписывал Владимирский собор в Киеве, храм Александра Невского в Абастумани и Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где создал новаторские фрески с изображением простых людей в поисках веры.

В советское время Нестеров сосредоточился на портретной живописи, создав галерею образов творческой интеллигенции. В 1942 году был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Творчество

Творческий путь Михаила Нестерова представляет собой уникальное явление в русском искусстве, синтезировавшее традиции передвижничества с духовными исканиями Серебряного века. Его художественная эволюция прошла несколько этапов, каждый из которых отмечен созданием ключевых произведений.

Ранний период (1880-е) отмечен влиянием учителей-передвижников. Работы "Экзамен в сельской школе", "Знаток" и "Домашний арест" демонстрируют интерес к социальной тематике, но уже в этих ранних вещах проявилось характерное для Нестерова лирическое начало.

Переломным моментом стала смерть первой жены в 1886 году. Личная трагедия способствовала обращению к религиозной тематике и формированию уникального стиля. В картинах "Христова невеста" (1887) и "За приворотным зельем" (1888) сложился характерный нестеровский тип женской красоты — одухотворённой, меланхоличной, отмеченной печатью внутренних страданий.

Расцвет творчества (конец 1880-х — 1900-е) связан с созданием цикла произведений о Сергии Радонежском. "Видение отроку Варфоломею" (1890) стало программным произведением, где fully сформировались принципы "нестеровского пейзажа" — тонкий лиризм, единство настроения человека и природы, символическое звучание деталей. За этой работой последовали "Юность преподобного Сергия" (1897), триптих "Труды преподобного Сергия" (1897) и другие полотна цикла.

Монументальная живопись заняла особое место в творчестве художника. В росписях Владимирского собора в Киеве (1890-1895) Нестеров создал новый тип религиозного изображения, где святые предстают в единстве с русской природой. Наиболее новаторскими стали работы в Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1911), где в композиции "Путь ко Христу" художник изобразил не канонических святых, а современных людей в поисках веры.

Символистский период отмечен созданием крупных философских полотен: "Святая Русь" (1905) представляет собирательный образ русской святости, а "На Руси" (1916) становится итогом размышлений о судьбе России.

Советский период принёс кардинальную смену тематики. Нестеров сосредоточился на портретном жанре, создав галерею выдающихся современников: учёных (академик И.П. Павлов, 1935), художников (скульптор В.И. Мухина, 1940), писателей. Эти работы сочетают глубокий психологизм с мастерством композиции.

Особого внимания заслуживает "нестеровский пейзаж" — уникальное явление в русской живописи. Художник создал узнаваемый образ среднерусской природы с характерными берёзками, приглушёнными красками, лирическим настроением. Пейзаж у Нестерова никогда не является просто фоном — он активный участник действия, выражающий эмоциональное состояние героев.

Награды и премии

В 1941 году он получил Сталинскую премию первой степени за создание портрета академика И. П. Павлова. Год спустя, 1 июня 1942 года, ему было присвоено почётное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. В тот же день за выдающиеся заслуги в области искусства он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Память

В 1961 году на доме 43 в переулке Сивцев Вражек (Москва), где художник прожил более двадцати лет, была установлена мемориальная доска.

На родине живописца, в Башкортостане, его имя носит Башкирский государственный художественный музей. Перед зданием музея 11 декабря 2015 года был торжественно открыт памятник Нестерову, созданный по проекту группы скульпторов.

С 2017 года в республике учреждена Государственная премия имени Михаила Нестерова в сфере изобразительного искусства, которая присуждается раз в два года за выдающиеся произведения и искусствоведческие исследования.

Общенациональное признание выразилось в том, что образ художника был увековечен на почтовых марках СССР и России, а также на коллекционной банкноте номиналом 50 уральских франков 1991 года. В 2018 году появилась специальная марка с изображением скульптурного портрета Нестерова работы Александра Миронова.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(