17 ноября 1788г - 23 августа 1863г
Белгородская область, Яковлевский район, Красное
Русский актёр, реформатор сценического искусства, один из основоположников реалистической школы в русском театре. Создал эталонные образы Фамусова ("Горе от ума") и Городничего ("Ревизор"). Его творческий метод заложил основы системы Станиславского.
Родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостного графа Г. С. Волькенштейна (в ряде источников — Волкенштейна). Его путь к свободе и славе стал символом преодоления социальных преград силой таланта.
Получив начальное образование в Суджанском и Курском народных училищах, он впервые столкнулся с театром в 1800 году, сыграв эпизодическую роль слуги в спектакле по пьесе Сумарокова. С 1801 года он стал участвовать в спектаклях домашнего крепостного театра графа Волькенштейна, одновременно исполняя обязанности суфлёра и переписчика ролей в Курском городском театре братьев Барсовых. Его профессиональный дебют состоялся в 1805 году, когда он вынужденно заменил заболевшего актёра в роли Андрея-почтаря. С этого момента, с дозволения графа, он стал регулярно играть в труппе Барсовых.
Долгие годы провёл, выступая в провинциальных театрах Харькова, Полтавы, Тулы в составе труппы антрепренёра И. Ф. Штейна. Этот период стал для него бесценной школой: ему приходилось играть самые разноплановые роли, включая женские и гротескные (например, Бабу-ягу). Именно тогда у него начал формироваться фундаментальный творческий принцип, которому он следовал всю жизнь: "Искусство тогда действительно и велико, когда оно естественно и правдиво". Он стремился к психологической достоверности, тщательной проработке характера, наполнению роли живыми наблюдениями.
Важнейшим событием в его судьбе стало знакомство в Полтаве с генерал-губернатором князем Н. Г. Репниным-Волконским и украинским писателем И. П. Котляревским. Князь, высоко оценив талант крепостного актёра, организовал сбор средств по подписке, и в 1822 году Щепкин получил вольную. В том же году, после восторженных отзывов чиновника московской театральной конторы В. И. Головина, увидевшего его игру в Ромнах, Щепкин был приглашён в московскую императорскую труппу.
Его дебют в Москве состоялся 20 сентября 1822 года на сцене Театра на Моховой (позже — Малый театр) в комедии Загоскина "Г-н Богатонов". В столице за ним быстро закрепилась репутация непревзойдённого комика в "высокой комедии", виртуозно исполнявшего роли пожилых холостяков, благородных отцов и чудаковатых оригиналов. Однако его дарование стремилось к большей глубине. Перелом наступил в 1830-е годы с появлением на сцене русской социальной комедии. Гениальные создания Щепкина — Фамусов в "Горе от ума" А. С. Грибоедова и Городничий в "Ревизоре" Н. В. Гоголя — стали эталоном сценического воплощения этих образов. В этих ролях он, оставаясь в рамках комедии, раскрыл сложную психологию и социальную сущность своих персонажей, показав их живыми, противоречивыми людьми.
Щепкин постоянно расширял творческий диапазон. В 1835 году в свой бенефис он рискнул выступить в трагической роли Шейлока в "Венецианском купце" Шекспира, доказав, что его талант универсален. Он был центром притяжения для всей передовой русской интеллигенции своей эпохи. С ним дружили и для него писали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский (создавший для него пьесу "Пятидесястилетний дядюшка"), И. С. Тургенев (написавший "Нахлебника" и роль Мошкина в "Холостяке"), Т. Г. Шевченко, А. И. Герцен. Щепкин стал первым актёром, публично читавшим "Записки охотника" Тургенева и произведения Гоголя, что было актом гражданского мужества.
Его метод работы — глубокий анализ пьесы и роли, поиск "зерна" характера, слияние переживания актёра с образом — заложил основы системы психологического реализма, которую позднее развил К. С. Станиславский. Щепкин по праву считается отцом русской актёрской школы.
Летом 1863 года, уже тяжело больной, он по совету врачей отправился на лечение в Крым. Несмотря на недомогание, он давал прощальные спектакли по пути в Таганроге и Керчи. В Ялте, остановившись у друзей, он ненадолго почувствовал облегчение, но во время чтения "Мёртвых душ" в Алупкинском дворце у князя Воронцова ему стало плохо. Михаил Семёнович Щепкин скончался в Ялте 11 (23) августа 1863 года. Согласно легенде, его последними осмысленными словами был вопрос о Н. В. Гоголе. Тело актёра было перевезено в Москву и похоронено 22 сентября на Пятницком кладбище рядом с могилой его друга, историка Т. Н. Грановского.
В Москве на улице Щепкина (бывшая 3-я Мещанская) расположен его Дом-музей, являющийся филиалом Театрального музея имени А. А. Бахрушина.
В нескольких городах России и стран СНГ именем актёра названы театры. Белгородский государственный академический драматический театр и Сумской национальный академический театр драмы и музыкальной комедии носят имя Щепкина, перед обоими установлены памятники великому артисту. Его имя присвоено улицам в Москве, Курске, Ярославле, Липецке (где также есть переулок), Старом Осколе, Алма-Ате, Сумах и Судже; в последней также установлен бюст-памятник, его имя носят парк и краеведческий музей.
Мемориальные музеи, посвящённые жизни и творчеству актёра, действуют не только в Москве, но и на его малой родине — в селе Алексеевка Белгородской области работает Историко-театральный музей М. С. Щепкина. В 1980 году во дворе Центрального дома работников искусств (ЦДРИ) в Москве был установлен бюст Щепкина. Один из самолётов Boeing 737-800 авиакомпании "Аэрофлот" носит имя Михаила Щепкина.