2 ноября 1902г - 17 июля 1976г
Калужская область, Юхновский район, Юхнов
Советский актёр театра и кино, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1955), лауреат Государственной премии СССР (1975) и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1970). Один из самых ярких и разноплановых артистов МХАТа, чья карьера длилась более полувека и охватила почти все грани сценического искусства: от трагических ролей до острохарактерных и комедийных, от режиссуры в драматических театрах до озвучивания мультфильмов.
Михаил Михайлович Яншин родился в семье банковского служащего. Детство и юность прошли в Москве, куда семья переехала вскоре после его рождения. Он получил техническое образование: учился в Комиссаровском техническом училище (1916–1919), а затем поступил в Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). Однако судьба распорядилась иначе. В 1919 году он добровольцем ушёл в Красную Армию, а после демобилизации, в 1922 году, решительно изменил жизненный путь, поступив во Вторую студию МХАТ.
Его педагогами были корифеи театра — Константин Станиславский, Леопольд Сулержицкий, Евгений Вахтангов. Уже в 1924 году, вместе с группой талантливых студийцев, среди которых были Николай Хмелёв, Михаил Кедров, Борис Ливанов и Алексей Попов, Яншин был принят в труппу Московского Художественного академического театра и оставался верен ему до конца жизни. Его путь в театре начался с эпизодов, но очень быстро он проявил незаурядное комедийное дарование. Первыми заметными ролями стали Добчинский в "Ревизоре" Н.В. Гоголя и лакей Петрушка в "Горе от ума" А.С. Грибоедова.
Подлинная слава пришла к нему в 1926 году, когда он сыграл роль Лариосика в легендарной постановке "Дни Турбиных" М.А. Булгакова. Его трогательный, неуклюжий и обаятельный герой, произносящий знаменитую фразу "Можно я останусь у вас?", стал одной из визитных карточек спектакля и самого актёра. Всего на сцене МХАТ им было сыграно более 50 ролей, среди которых — Кузовкин в "Нахлебнике" И.С. Тургенева (Государственная премия РСФСР, 1970), Мамаев в "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н. Островского и Абель в "Соло для часов с боем" О. Заградника (Государственная премия СССР, 1975).
Параллельно с актёрской работой Михаил Яншин проявил себя как талантливый организатор и режиссёр. В 1930-е годы он ставил спектакли в Московском мюзик-холле, Центральном театре Красной Армии, Театре сатиры. С 1934 по 1939 год он был художественным руководителем Московского театра ЦК профсоюза рабочих мебельной промышленности. Особой страницей стала его работа с 1937 по 1941 год в качестве художественного руководителя Московского музыкально-драматического цыганского театра "Ромэн", где он заложил основы профессиональной режиссуры. С 1950 по 1963 год Яншин занимал пост главного режиссёра Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, где поставил ряд значительных спектаклей.
Михаил Михайлович внёс неоценимый вклад в развитие МХАТа в послевоенные годы. Именно по его настоятельной рекомендации в 1949 году в труппу был принят молодой Олег Ефремов, будущий реформатор театра.
Кинокарьера Яншина началась в эпоху немого кино и продолжалась до 1970-х годов. Он снялся в таких фильмах, как "Путёвка в жизнь" (1931), "Тринадцать" (1936), "Человек в футляре" (1939), "Сердца четырёх" (1941), "Весна" (1947), "Кортик" (1954), "Председатель" (1964). Отдельной и любимой публикой гранью его таланта стало озвучивание мультфильмов. С 1945 года он активно сотрудничал со студией "Союзмультфильм", подарив голос десяткам персонажей, особенно часто — добродушным бегемотам. Он написал сценарий мультфильма "Ночь перед Рожсеством" (1951) для режиссёров Брумберг.
Михаил Михайлович Яншин скончался в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.