22 ноября 1909г - 31 января 1970г
Авиаконструктор, Инженер, Ученый
Выдающийся советский авиаконструктор, основоположник отечественного серийного вертолётостроения, чьи машины стали легендами и принесли СССР мировое лидерство в создании винтокрылой техники. Доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий.
Родился Михаил Миль в 1909 году. Детство и юность прошли в Иркутске в семье железнодорожного служащего и стоматолога. С юных лет он проявлял разносторонние таланты: прекрасно рисовал, увлекался музыкой, легко осваивал языки. Однако эпоха 1920-х, увлечённая авиацией, определила его судьбу.
Ещё в 12 лет его модель самолёта победила на конкурсе в Томске. Путь в авиацию был непростым: его исключили из Сибирского технологического института "за непролетарское происхождение". Год проработав в кожевенной лаборатории для получения "пролетарского стажа", он поступил в Донской политехнический институт в Новочеркасске, где получил уникальную возможность проводить эксперименты в одной из двух существовавших в СССР аэродинамических труб. Именно здесь он увлёкся теорией автожиров, что предопределило его будущее.
После института, заручившись поддержкой Николая Камова, молодой специалист добился распределения в ЦАГИ, где погрузился в создание первых советских автожиров. Здесь же он разработал фундаментальные основы аэродинамики винтокрылых аппаратов. В годы Великой Отечественной войны, работая в эвакуации на Урале, Миль проявил не только инженерную гениальность, но и личное мужество. Он рискнул сохранить бесценный научный архив, вывезти его и позднее использовать при проектировании. На фронте он лично испытывал и внедрял свои разработки, улучшавшие характеристики самолётов, за что был награждён орденом Отечественной войны.
Его настойчивые письма Сталину о необходимости развития вертолётостроения увенчались успехом: в 1947 году было создано собственное конструкторское бюро. Путь к первому вертолёту Ми-1 был трагическим — катастрофа унесла жизнь лётчика-испытателя. Это стало тяжёлым ударом для Миля, но он нашёл в себе силы устранить недостатки и доказать жизнеспособность машины. Успешные испытания третьего опытного образца спасли КБ и открыли эру советского вертолётостроения.
Под его руководством были созданы вертолёты, определившие лицо отрасли на десятилетия вперёд: многоцелевой Ми-2, десантный Ми-4, гиганты Ми-6 и Ми-10, и самый массовый в мире двухдвигательный вертолёт Ми-8. Апогеем инженерной мысли стал винтокрылый гигант Ми-12, установивший непревзойдённые до сих пор рекорды грузоподъёмности. Триумфом стало признание его заслуг на международной выставке в Париже в 1965 году.
Михаил Леонтьевич Миль скончался 31 января 1970 года, не дожив до триумфа своего самого известного творения — ударного вертолёта Ми-24 "Крокодил". Он похоронен на Юдинском кладбище под Москвой.
Его именем названы улицы в нескольких городах: в Улан-Удэ, Москве (в районе Жулебино, где также установлен вертолёт и бюст конструктора), Казани и деревне Копище под Минском. Московский вертолётный завод носит его имя, как и московская школа № 1359.
В 2009 году, к столетию со дня рождения конструктора, был выпущен почтовый блок марок России. В Новочеркасске на здании университета установлена мемориальная доска, напоминающая о том, что здесь учился Миль. Ещё одна мемориальная доска появилась в Иркутске на доме, где он жил.
Культурное наследие включает художественный фильм 2019 года "Небо измеряется милями", где роль Миля исполнил Евгений Стычкин, и песню "Миль" в исполнении Николая Анисимова. Именем авиаконструктора назван астероид (4729) Михаилмиль, открытый в 1980 году.
Удостоен высшей степени трудового отличия — звания Героя Социалистического Труда, которое было присвоено ему Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1966 года. Вместе с этим званием он был награждён орденом Ленина и золотой медалью "Серп и Молот".
Помимо этого, он трижды награждался орденом Ленина (в 1957, 1966 и 1969 годах). Его вклад в победу в Великой Отечественной войне был отмечен орденом Отечественной войны 2-й степени (1945) и орденом Красной Звезды (1944). Также Михаил Леонтьевич был награждён орденом Трудового Красного Знамени (1959) и несколькими медалями.