Глинка Михаил Иванович

Глинка Михаил Иванович - российский композитор

1 июня 1804г - 15 февраля 1857г

Смоленская область, Ельнинский район, Новоспасское

Композитор

Русский композитор, основоположник национальной классической музыки, чьё творчество стало краеугольным камнем для всей последующей плеяды великих композиторов "Могучей кучки" и Чайковского. Как метко выразился критик Владимир Стасов, Глинка совершил для русской музыки то же, что Пушкин — для поэзии: он создал её новый, истинно национальный язык.

Биография

Ранние годы Глинки прошли в имении Новоспасское Смоленской губернии и были отмечены глубоким внутренним конфликтом. До шести лет его воспитанием полностью занималась властная бабушка по отцу, Фёкла Александровна, которая намеренно отстраняла мать мальчика. Это привело к тому, что Михаил вырос чрезвычайно впечатлительным, болезненным и замкнутым ребёнком — "мимозой", как он сам себя впоследствии характеризовал.

Со смертью бабушки в 1810 году бразды правления перешли к матери, Евгении Андреевне, которая приложила все усилия, чтобы нивелировать последствия прежнего воспитания. Именно она пригласила в имение гувернантку из Петербурга, Варвару Фёдоровну Кламмер, под руководством которой Михаил начал систематически учиться игре на фортепиано и скрипке.

В 1817 году родители определили тринадцатилетнего Михаила в Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Санкт-Петербурге — элитное учебное заведение для детей дворян. Его гувернёром оказался поэт и будущий декабрист Вильгельм Кюхельбекер. Это знакомство во многом сформировало кругозор будущего композитора. В пансионе же произошла и другая судьбоносная встреча: к своему младшему брату Льву, однокласснику Глинки, часто заходил Александр Пушкин.

Петербургский период стал временем интенсивного музыкального образования. Глинка брал частные уроки у лучших столичных педагогов, включая Джона Филда и Карла Цейнера. Он стал завсегдатаем музыкальных салонов и театров, погружаясь в культурную жизнь столицы.

По окончании пансиона Глинка не спешил со службой, предпочитая занятия музыкой. Он активно участвовал в домашнем музицировании, а летом 1823 года совершил путешествие на Кавказ. Звучание адыгских, осетинских, грузинских мелодий произвело на него неизгладимое впечатление и стало творческим капиталом, который он годы спустя вложит в "Персидский хор" из "Руслана и Людмилы".

Важнейшую роль в его судьбе сыграло знакомство с художником-маринистом Иваном Айвазовским. Тот, будучи уроженцем Крыма, виртуозно играл на скрипке и "одарил" Глинку несколькими подлинными татарскими напевами. Два из них легли в основу знаменитой "Лезгинки", а третий — в арию Ратмира.

В 1830 году, стремясь к профессиональному росту, Глинка отправляется в большую поездку по Европе. Он проводит несколько лет в Италии, наслаждаясь её культурой и изучая секреты бельканто. Он лично знакомится с Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, а его собственные сочинения в "итальянском духе" встречают успех. Однако именно вдали от родины он остро осознаёт свою миссию: "Мысли мои устремились к России; мне захотелось писать по-русски".

Следующей остановкой стал Берлин, где Глинка под руководством известного теоретика Зигфрида Дена шлифует своё мастерство в области полифонии и инструментовки. Получив известие о смерти отца, он возвращается в Россию с чёткой целью — создать национальную русскую оперу.

По совету Василия Жуковского Глинка останавливается на сюжете о подвиге Ивана Сусанина. Работа над оперой "Жизнь за царя" (1836) шла параллельно с личной драмой: в 1835 году он обвенчался с дальней родственницей Марьей Петровной Ивановой, брак с которой оказался крайне неудачным и несчастливым.

Премьера "Жизни за царя" 27 ноября 1836 года стала историческим событием. В обществе её приняли с восторгом. Вскоре после премьеры Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы.

Не теряя времени, композитор приступает к работе над следующей оперой — по поэме Пушкина "Руслан и Людмила". Работа растянулась на шесть лет и сопровождалась трудностями, в том числе с созданием либретто. Премьера в 1842 году вызвала неоднозначную реакцию. Император Николай I демонстративно покинул зал, не дождавшись конца, а яростную критику в печати возглавил Фаддей Булгарин.

В это же время разворачивается ещё одна личная драма композитора. Он страстно влюбляется в Екатерину Керн, дочь Анны Петровны Керн, вдохновившей Пушкина на создание "Я помню чудное мгновенье". Именно Екатерине, своей "валькирии", Глинка посвящает ряд произведений, включая первоначальную версию изящного "Вальса-фантазии". А в 1840 году, на пике чувств, он создаёт один из своих шедевров — романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи Пушкина, адресованные её матери.

Тяжело переживая критику "Руслана" и неурядицы в личной жизни, Глинка в 1844 году вновь уезжает за границу. В Париже он знакомится с Гектором Берлиозом, который включает произведения русского гения в свои концерты. Успех настолько вдохновляет Глинку, что он даёт в Париже сольный благотворительный концерт из своих сочинений (1845), что стало беспрецедентным случаем для русского композитора.

Затем он отправляется в Испанию, где с головой погружается в изучение местного фольклора. Результатом этого путешествия становятся две блестящие симфонические увертюры: "Арагонская хота" (1845) и "Воспоминание о летней ночи в Мадриде" (1848).

В 1848 году, находясь в Варшаве, Глинка создаёт своё гениальное симфоническое произведение — "Камаринскую". В этой фантазии на тему двух русских песен (свадебной "Из-за гор, гор высоких" и бойкой плясовой) он не просто соединил фольклорные мотивы, а выстроил целую музыкальную поэму, заложив эстетические и технические основы всей русской симфонической школы. Как точно заметил Чайковский, "вся русская симфоническая школа заключена в „Камаринской“, как дуб в жёлуде".

Последнее десятилетие жизни композитора было наполнено скитаниями между Петербургом, Варшавой, Парижем и Берлином. Он задумывает новые сочинения (симфонию "Тарас Бульба", которую так и не завершит), пишет блистательные "Записки" — один из лучших образцов мемуарной литературы XIX века.

В 1856 году он в последний раз уезжает в Берлин, где углублённо изучает творчество Баха и Палестрины, стремясь к синтезу русской мелодики и западноевропейской полифонии.

Скончался Михаил Иванович Глинка 15 февраля 1857 года в Берлине. Спустя несколько месяцев его прах был перевезён в Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Память

Первый в истории памятник композитору, созданный на народные средства, был торжественно открыт в 1885–1887 годах в смоленском саду Блонье. Ещё один дореволюционный монумент, сохранившийся до наших дней, установлен в Киеве.

Особую роль в поощрении отечественных талантов сыграла Глинкинская премия, которую с 1884 по 1917 год вручали русским композиторам по инициативе мецената Митрофана Беляева. Позже, в советское время, с 1966 по 1991 год, присуждалась Государственная премия РСФСР имени Глинки.

Творческое наследие композитора стало основой для крупных музыкальных событий. С 1958 года в Смоленске проходит Всероссийский музыкальный фестиваль его имени, а с 1960 года — Международный конкурс вокалистов, который продолжает собирать таланты со всего мира.

Кинематограф также обратился к биографии гения: были сняты художественные фильмы "Глинка" (1946) и "Композитор Глинка" (1952), а в 2015 году вышел анимационный фильм "Михаил Иванович Глинка" из цикла "Сказки старого пианино".

Имя Глинки носят Новосибирская и Магнитогорская консерватории, Челябинский театр оперы и балета и Минский музыкальный колледж. В 1982 году в родовом имении композитора Новоспасское был открыт мемориальный Дом-музей. Память о нем увековечена и в топонимике — его именем названа улица в Санкт-Петербурге. В 1947 году на Русском православном кладбище в Берлине был установлен мемориальный памятник, а имя композитора заняло почетное место среди великих деятелей русской музыкальной культуры на аттике концертного зала Капеллы.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(