29 марта 1887г - 4 сентября 1967г
Томская область, Томский район, Томск
Выдающийся русский учёный-строитель, профессор.
29 марта 1887 года в семье томского дворянина Ильи Степановича Евдокимова, занимавшего пост начальника Почтово-телеграфного ведомства Томской губернии, родился сын Михаил. Получив основательное образование в Томском реальном училище, юноша в 1905 году поступает в Императорский Томский технологический институт. Его выбор пал на строительное отделение, что предопределило всю дальнейшую судьбу. Окончив институт в 1910 году с дипломом инженера-строителя, он параллельно заочно завершает юридическое образование в Петроградском университете (1919 г.), демонстрируя необычайную широту научных интересов.
Свой профессиональный путь молодой инженер начал на строительстве Алтайской железной дороги (1910-1915), где быстро зарекомендовал себя как талантливый специалист. В разгар Первой мировой войны его переводят на стратегически важное направление - строительство железнодорожной линии "Петроград - Мга - Волхов - Рыбинск" (1915-1919). Революционные события 1917 года выдвинули авторитетного инженера на пост председателя Комитета рабочих и служащих железнодорожных строек Северо-Запада.
После защиты юридического диплома в 1919 году Евдокимова-Рокотовского направляют на восстановление разрушенной белогвардейцами железной дороги "Казань - Екатеринбург". Его доклады в Народном комиссариате путей сообщения были настолько значимы, что удостоились внимания самого В.И. Ленина.
В 1920 году начинается его академическая карьера в Уральском государственном университете, где он становится и.о. профессора кафедры строительного искусства. Здесь он проявляет себя не только как педагог, но и как организатор науки - возглавляет проект создания Уральского инженерно-строительного института (1920-1922).
Возвращение в Томск в 1925 году ознаменовало новый этап в его деятельности. В Сибирском технологическом институте он развивает научные направления, связанные с:
Как участник Сибирского краевого научно-исследовательского съезда (1926) он внес существенный вклад в планирование транспортной инфраструктуры от Урала до Забайкалья. Его практический опыт нашел отражение в консультациях по переустройству Лагар-Аульского туннеля на Дальнем Востоке.
С 1934 года, переехав в Горький по партийному распоряжению, ученый 19 лет возглавляет кафедру оснований и фундаментов Горьковского инженерно-строительного института. Под его руководством создается уникальная лаборатория исследования грунтов, чьи разработки использовались на стройках всей области. В годы Великой Отечественной войны вел переписку с академиком В.И. Вернадским по актуальным вопросам геологии.
За свою жизнь профессор Евдокимов-Рокотовский опубликовал около 70 научных работ, среди которых особое значение имеют:
Его работы отличались сочетанием глубокой теоретической проработки с богатым практическим опытом, накопленным за 30 лет инженерной деятельности.
Научные заслуги ученого были отмечены званием "Ударник Первой Пятилетки СССР" (1928-1932). Он неоднократно избирался депутатом местных советов, оставаясь при этом прежде всего ученым и педагогом.
Михаил Ильич Евдокимов-Рокотовский скончался 4 сентября 1967 года в Горьком, оставив после себя не только научные труды, но и плеяду учеников, продолживших развитие отечественной инженерной школы. Его биография - яркий пример служения науке в эпоху грандиозных социальных и технических преобразований.