20 октября 1911г - 26 июля 1993г
Астраханская область, Астраханская агломерация, Астрахань
Живописец, Пейзажист, Художник
Советский художник-пейзажист, мастер ленинградской школы. Член Союза художников с 1962 года. Создал уникальную серию пейзажей старых дач в окрестностях Ленинграда. Работы хранятся в российских и зарубежных музеях. Более 40 лет преподавал в Художественном лицее им. Иогансона. Участник многочисленных выставок.
Михаил Георгиевич Козелл родился 20 октября 1911 года в Астрахани в семье артистов, где с детства погрузился в атмосферу творчества. Его художественное образование началось в 1925 году в Астраханском художественно-педагогическом техникуме под руководством Павла Алексеевича Власова — выдающегося педагога, воспитавшего целую плеяду известных художников. Получив основательную профессиональную подготовку, в 1931 году молодой художник отправился в Ленинград для продолжения образования.
С 1933 года Козелл обучался в легендарном Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, где его наставниками были такие мастера, как Михаил Бернштейн, Аркадий Рылов, Александр Любимов и Владимир Серов. В 1939 году он успешно окончил институт по мастерской Исаака Бродского, защитив дипломную работу "Михаил Калинин среди земляков-колхозников", которая ныне хранится в Тверской областной художественной галерее.
Сразу после института Козелл участвовал в создании панорамы "Оборона Петрограда" под руководством профессора Рудольфа Френца. С конца 1939 по 1948 год проходил военную службу на Дальнем Востоке, где был награждён медалями "За боевые заслуги", "За победу над Японией" и "За победу над Германией".
С 1948 по 1991 год Михаил Георгиевич посвятил себя педагогической деятельности, преподавая живопись и рисунок в знаменитой Средней художественной школе (ныне Художественный Лицей имени Б. В. Иогансона) при Академии художеств.
Начал выставляться ещё в предвоенные годы. С 1949 года регулярно участвовал в выставках вместе с ведущими ленинградскими художниками.
Особенностью творческого метода Козелла стало пристрастие к изображению старых дач в окрестностях Ленинграда — Вырицы, Сиверской, Парголово, Юкков. Эти работы наполнены особым настроением ностальгии, передают поэзию заброшенности и уединения. Художник мастерски улавливал переходные состояния природы — раннюю весну, позднюю осень, мглистые зимние дни, когда природа словно замирает в ожидании перемен.
В техническом отношении Козелл тяготел к пленэрной живописи, используя пастозную кладку разбеленной краски и энергичный, выразительный мазок. Его колористическая палитра отличалась сдержанностью — преобладали серебристо-серые, жемчужные, охристые и оливковые тона, создающие особую световоздушную среду.
Среди наиболее значительных работ художника — "К весне" (1961), "Начало марта" (1961), "Весенний день" (1964), "Осень в Парголово" (1967), "Затон (Астрахань)" (1968), "К концу зимы" (1970), "Весна в деревне" (1973) и "Ранняя весна" (1980).
Член Ленинградской организации Союза художников РСФСР с 1962 года, Михаил Козелл оставил богатое творческое наследие. Его произведения хранятся в музеях России и частных коллекциях Японии, Италии, Бельгии, Швеции, Великобритании, США и других стран.