4 декабря 1885г - 21 января 1940г
Курская область, Горшеченский район, Бараново
Русский и советский скрипач. Автор "Сонаты в старинном стиле", каденций к концертам Паганини и Брамса. Первый советский скрипач, гастролировавший в Японии и Китае. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Родился 22 ноября 1885 года в бедной цыганской семье в селе Бараново Курской губернии. Его музыкальная судьба была предопределена с самого рождения — отец, скрипач в третьем поколении и руководитель цыганского оркестра, стал первым и главным учителем мальчика. Уже в четыре года Михаил играл с отцом на свадьбах, демонстрируя необыкновенные способности, а к пяти годам дал свой первый полноценный концерт в Харькове, исполнив более сорока пьес. О юном вундеркинде заговорили газеты, и его талант привлёк внимание преподавателей Курских музыкальных классов.
В четырнадцать лет, благодаря меценатской поддержке и средствам, заработанным на концертах, Эрденко отправился в Москву с рекомендательным письмом к руководителям музыкальной школы при Московской консерватории. Его приняли с назначением стипендии, что стало судьбоносным поворотом в жизни юного музыканта. В 1904 году он блестяще окончил консерваторию по классу знаменитого скрипача Ивана Гржимали, получив малую золотую медаль и удостоившись чести быть занесённым на мраморную доску консерватории — редкое достижение для выпускника.
Гражданская позиция музыканта проявилась во время революционных событий 1905 года, когда он дирижировал оркестром на похоронах Николая Баумана. За участие в восстании был судим и сослан сначала в Вологду, затем в Архангельскую губернию. После освобождения он предпринял масштабные гастроли по России, выступая не только в престижных залах, но и давая благотворительные концерты для рабочих, шахтёров и студентов, демонстрируя редкую для музыканта такого уровня социальную сознательность.
В 1910 году произошла знаковая встреча — Эрденко посетил Ясную Поляну, где познакомился с Львом Толстым, между ними завязались тёплые дружеские отношения. В том же году он совершенствовал мастерство у легендарного бельгийского скрипача Эжена Изаи, стал лауреатом Московского конкурса скрипачей и получил приглашение на профессуру в Киевское музыкальное училище. В Киеве он сблизился с цветом русской музыкальной культуры — Сергеем Рахманиновым, Александром Скрябиным, Рейнгольдом Глиэром и другими выдающимися современниками.
После революции 1917 года поселился в Краснодаре, где развернул активную организационную деятельность: создал и возглавил музыкально-театральный комитет, симфонический оркестр, академический хор, драматический и оперный театры, а также основал Кубанскую консерваторию. В 1927 году он переехал в Москву, где в 1935 году получил должность профессора Московской консерватории.
Как исполнитель он обладал виртуозной техникой и глубоким пониманием как классического, так и народного репертуара. Его концертные программы включали произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Брамса, Шопена, Чайковского, Паганини, но особое место занимали собственные обработки цыганского фольклора, которые он поднимал до уровня высокого искусства.
Композиторское творчество отличалось оригинальностью и мастерством. Он создал "Сонату в старинном стиле" для скрипки и фортепиано, ряд скрипичных пьес, романсов, написал каденции к концертам Паганини и Брамса, к сонате Джузеппе Тартини "Дьявольская трель". Его редакции и транскрипции произведений Шопена, Венявского, Брамса, Поппера, Чайковского, Рахманинова и Алябьева стали ценным вкладом в скрипичный репертуар. Особого внимания заслуживает его незавершённая опера "Цыгане", в которой он стремился создать монументальное музыкальное полотно на основе народного эпоса.
Международная деятельность принесла ему мировую славу. С 1923 по 1932 год он совершил пять зарубежных гастрольных поездок, став первым и долгое время единственным представителем советского скрипичного искусства в Японии и Китае (1927—1928). Его выступления в Корее, Польше, Латвии, Литве и Германии, включая антифашистские концерты-митинги.
Педагогическая деятельность оставила не менее значительный след. Он воспитал множество талантливых скрипачей, разработав собственную методику, сочетавшую строгую академическую школу с развитием индивидуальности учеников.
Память о великом музыканте увековечена в названии детской школы искусств в Старом Осколе и одной из улиц города. В 1986 году был учреждён международный конкурс юных скрипачей и виолончелистов имени М. Г. Эрденко.