Цветаева Марина Ивановна

Цветаева Марина Ивановна - российский писатель, поэт

8 октября 1892г - 31 августа 1941г

Московская область, Московская агломерация, Москва

Писатель, Поэт

Русская поэтесса и писательница. Одна из важнейших русских поэтов XX века.

Биография

Детство и юность

Большая часть поэзии Марины Цветаевой уходит корнями в ее подавленное и трудное детство, которое, тем не менее, было насыщенным и уникальным. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев, был профессором истории искусств в Московском университете, а позднее основал Музей Александра III, ныне известный как Музей имени Пушкина.

Мария Александровна Мейн, вторая жена Цветаева и мать Марины, была высокообразованной, но непредсказуемой и несостоявшейся концертной пианисткой с немецкими и польскими корнями. Этот факт впоследствии подпитывал воображение Марины Цветаевой и способствовал ее отождествлению с польской аристократией и немецкими поэтами.

У Марины было двое единокровных братьев и сестер от первого брака отца, Валерия и Андрей; в 1894 году у нее родилась младшая сестра Анастасия, которую мать очень любила. Отец Цветаевой любил ее, но был очень занят учебой и мало уделял времени семье. Кроме того, он так и не оправился после смерти своей первой жены, оперной певицы Варвары Иловайской, и продолжал оплакивать ее. Мать Марины, со своей стороны, в юности оплакивала большую, но несчастную любовь.

Мария Александровна не одобряла поэтических наклонностей дочери, так как хотела, чтобы она стала пианисткой, и находила ее поэзию слабой. Особая напряженность существовала между матерью Марины и детьми Варвары.

В 1902 году мать заболела туберкулезом. До ее смерти в 1906 году семья путешествовала по Европе, чтобы помочь ей справиться с болезнью меняя климат. Некоторое время они жили в Нерви близ Генуи. Здесь, вдали от строгих правил буржуазного московского общества, десятилетняя девочка впервые почувствовала свободу, играя, лазая по скалам и давая волю своему воображению. Возможно, определенное влияние на чувствительного ребенка оказали и многочисленные русские эмигранты, проживавшие в то время в этом районе.

В 1904/05 годах семья жила во Фрайбурге-им-Брайсгау и проводила летние каникулы в гостевом доме Ангел в Хорбене. В июне 1905 года болезнь матери потребовала ее перевода в санаторий в Санкт-Блазиене в Шварцвальде, где сестры и их отец жили в гостинице "Фельзенкеллер" с конца июля по конец сентября; затем они отправились на зиму в украинский полуостров Крым и вернулись в Москву в конце марта 1906 года. Путешествие пришлось прервать в Тарусе: умерла мать.

Частые переезды семьи привели к нескольким сменам школ, и во время своих путешествий Марина выучила итальянский, французский и немецкий языки — в 1908 году она изучала историю литературы в Сорбонне.

В этот период в русской поэзии начался расцвет символизма — революционного течения в литературе, оказавшего большое влияние на позднее творчество Цветаевой. Их увлекала не теория, а поэзия и невероятная серьезность, с которой такие поэты, как Андрей Белый и Александр Блок, создавали свои произведения. Первый сборник стихов Цветаевой "Вечерний альбом" был опубликован в 1910 году и привлек внимание поэта и критика Максимилиана Волошина, которого Цветаева описала после его смерти в своем тексте "Живое о живом" (1932). Волошин познакомился с Цветаевой и вскоре стал ее другом и наставником.

Некоторое время она провела в доме Волошина в Коктебеле на берегу Черного моря, который был известным местом встреч поэтов, писателей и художников. Она подружилась с Андреем Белым, которого описала в своем очерке "Пленный дух" (1934). Ее в равной степени увлекали произведения Александра Блока и Анны Ахматовой, хотя с Блоком она никогда не встречалась, а с Ахматовой познакомилась гораздо позже. Виктория Швейцер, описывая общину в Коктебеле, написала: "Это было рождение ее вдохновения".

В Коктебеле Цветаева познакомилась со злосчастным Сергеем Яковлевичем Эфроном, юнкером. Ей было 19, ему 18: они сразу влюбились и поженились в 1912 году, в том же году, когда было открыто дело всей жизни ее отца — Музей Александра III (ныне Государственный музей имени А.С.Пушкина) был торжественно открыт царем Николаем II.

Сильная любовь Марины Цветаевой к Эфрону не помешала ей впоследствии иметь романы с другими мужчинами, в том числе с Осипом Мандельштамом, которому она посвятила сборник стихов под названием "Версты" (1916). В цикле стихотворений "Подруга" и "Ошибка" (1920) она описала бурные и противоречивые отношения (1914–1916) с поэтессой-лесбиянкой Софьей Парнок, которая была на семь лет старше ее.

До революции Цветаева жила с мужем в Крыму. У нее было две дочери: Ариадна (1912–1975) и Ирина (1917–1920), а также сын Георгий (1925–1944). В 1914 году Эфрон ушел добровольцем на фронт. В 1917 году он служил в Москве в 56-м запасном полку.

Революционные годы

Цветаева пережила Октябрьскую революцию не понаслышке. В поезде она познакомилась с обычными людьми и была потрясена царившей там атмосферой злобы и насилия. В своем дневнике она записала: "В воздухе купе поезда висели только три резких слова: буржуа, юнкер, кровопийца".

После революции Эфрон вступил в Белую армию, а Марина вернулась в Москву в надежде воссоединиться с мужем. В результате она застряла в городе на пять лет.

Она написала шесть стихотворных драм и коротких поэм, таких как "Царь-Девица", а ее эпос о Гражданской войне "Лебединый стан" (1917–1921) прославлял борцов с коммунизмом. Цикл стихотворений в дневниковом стиле начинается в день отречения царя Николая II от престола в марте 1917 года и заканчивается в конце 1920 года, когда антикоммунистическая Белая армия была окончательно разгромлена. "Лебеди" в названии стихотворения олицетворяют добровольцев Белой армии, таких как ее муж Эфрон.

Московский голод нанес страшный удар Марине Цветаевой. Не имея возможности обратиться за помощью к родственникам, она не могла защитить ни себя, ни своих дочерей. В 1919 году она поместила Ирину в детский дом в Кунцево под Москвой, ошибочно полагая, что там о ней будут лучше заботиться, — но Ирина умерла там от недоедания 15 февраля 1920 года. Смерть ребенка повергла Цветаеву в глубокую скорбь и отчаяние. В письме она написала: "Бог наказал меня".

В эти годы Цветаева поддерживала тесную и крепкую дружбу с актрисой Софи Голлидей, для которой она написала ряд пьес.

Изгнание

Берлин и Прага

В 1922 году она покинула Советский Союз вместе с дочерью Ариадной и вновь встретилась с Эфроном в Берлине. Там она опубликовала поэтические сборники "Разлука", "Стихи к Блоку" и "Царь-Девица".

В августе 1922 года семья переехала в Прагу. Поскольку они не могли позволить себе квартиру в самой Праге (Эфрон изучал политологию и социологию в Карловом университете и жил в общежитии), Марина Цветаева и Ариадна снимали комнаты в деревне за пределами Праги.

В Праге у Марины Цветаевой был страстный роман с бывшим офицером Константином Боеславом Росдевичем. Об этом деле стало широко известно в эмигрантских кругах, о нем узнал даже Эфрон.

Разлука с Росдевичем в 1923 году почти сразу вдохновила Цветаеву на написание великого произведения "Поэма Конца". Свои отношения с Росдевичем она также описала в "Поэме Горы" (1924–1939).

Примерно в это же время у Марины Цветаевой завязались гораздо более значимые — интеллектуальные — отношения с Борисом Пастернаком, который остался в Советском Союзе. Они виделись редко и недолго, но поддерживали тесную дружбу до возвращения поэта в Россию.

Летом 1924 года Марина Цветаева с мужем жили в пригороде Праги; и здесь Марина забеременела сыном Георгием. В это время болезнь Эфрона, туберкулез, усугубила финансовые трудности семьи. Цветаева получала мизерную стипендию от Чехословацкого государства, которая предоставлялась художникам и писателям. Кроме того, она вносила посильный вклад в благосостояние семьи, участвуя в чтениях и продавая книги. Она все чаще обращалась к написанию прозы, поскольку считала, что это приносит больший доход, чем поэзия.

Париж

В 1925 году семья обосновалась в Париже, где они провели следующие 14 лет и где родился Георгий, которого позже назвали "Мур". На самом деле она хотела назвать сына Борисом, в честь Пастернака, но Эфрон был категорически против и настоял на имени Георгий. Георгий вырос очень трудным и требовательным ребенком. Но мать любила его так, как могла любить только она, с преданностью и одержимостью. Будучи старшей сестрой, Ариадна сразу же взяла на себя роль помощницы и доверенного лица своей матери и, таким образом, была лишена значительной части своего детства. Тем не менее, с годами Георгий становился все более упрямым и непокорным и не благодарил мать за ее преданность.

Марина Цветаева не чувствовала себя в Париже как дома. Господствующие литературные круги русской эмиграции обвиняли ее в отсутствии или слишком неясной критике Советского Союза, несмотря на ее страстные стихи времен гражданской войны.

В частности, ее негодовали за восторженное письмо советскому поэту Владимиру Маяковскому. Эмигрантский журнал "Die Neueste Nachrichten", в котором часто публиковались статьи Цветаевой, больше ничего из ее произведений не печатал. Она находила утешение в переписке с Борисом Пастернаком, Райнером Марией Рильке, чешской поэтессой Анной Тесковой, а также критиками Дмитрием Петровичем Святополк-Мирским и Александром Бахрахом.

Тем временем ее муж проникся симпатией к Советам и тосковал по России. Однако из-за своего прошлого - "белого" солдата - он боялся. В конце концов он начал работать шпионом на НКВД, предшественника КГБ, либо из сочувствия, либо чтобы купить себе расположение. Ариадна разделяла его взгляды и все больше отворачивалась от матери. В 1937 году она вернулась в Советский Союз.

В том же году Эфрону пришлось вернуться на родину, поскольку французская полиция обвинила его в убийстве советского диссидента Игнаца Рейсса. Интервью с Мариной Цветаевой, которая осталась в Германии, показали, что она, по всей видимости, ничего не знала о деятельности своего мужа. Тем не менее, с тех пор она подвергалась остракизму в Париже, поскольку ее подозревали в связях с НКВД.

Советский Союз

Вторая мировая война сделала Европу такой же небезопасной и враждебной, как и Россию, и Марина Цветаева почувствовала, что у нее нет выбора — в 1939 году она тоже вернулась в Советский Союз со своим 15-летним сыном Георгием. Будучи студентом в Париже, он стал ярым коммунистом, но, согласно записям в его дневнике, он понял, что советская пропаганда нарисовала ложную картину и что повседневная жизнь была пропитана "грязью и отсутствием культуры".

Марина Цветаева не предвидела ужаса, который ее ожидал. При Сталине любой человек, проживавший за границей, считался подозрительным, как и любой представитель дореволюционной интеллигенции. Ее сестру арестовали еще до ее возвращения, и хотя Анастасия пережила сталинскую эпоху, сестры больше никогда не увидятся.

Для Марины Цветаевой все двери закрылись. Пастернак поручил ей некоторую работу по переводу, но уважаемые советские писатели отказались ей помочь и проигнорировали ее тяжелое положение. Николай Асеев, на чью помощь она надеялась, отстранился от нее, опасаясь за свою жизнь и карьеру.

Эфрон и Ариадна были заключены в тюрьму за шпионаж. Оказалось, что жених Ариадны на самом деле был агентом НКВД, который шпионил за семьей. Эфрон был расстрелян в 1941 году, а Ариадна провела восемь лет в тюрьме. После смерти Сталина оба были оправданы.

В 1941 году Цветаева с сыном были эвакуированы в Елабугу в Татарской АССР. У них не было никаких средств к существованию. Георгий изводил свою мать, находившуюся в нищете, и умолял ее покинуть это место. Она не видела возможности выполнить его требования, но все же пыталась получить разрешение на переезд в Чистополь.

31 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась. Точное местонахождение ее могилы до сих пор неизвестно.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(