Таврог Марианна Елизаровна

Таврог Марианна Елизаровна - российский кинорежиссёр

16 января 1921г - 11 июня 2006г

Ростовская область, Таганрог

Кинорежиссёр

Советский и российский кинорежиссёр, мастер неигрового (документального) кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Творчество Марианны Таврог, посвящённое преимущественно портретам выдающихся деятелей литературы и искусства, отличается глубоким культурологическим подходом, тонким лиризмом и вниманием к детали, превращающим её фильмы в исследование творческой личности. Её работы, созданные в основном на студии "Центрнаучфильм", стали значимым явлением в истории отечественной кинодокументалистики второй половины XX века.

Биография

Марианна Таврог родилась в интеллигентной еврейской семье. О её ранних годах известно немного; художественная атмосфера сопровождала её с детства: её дядя, Моисей Борисович Таврог, был известным оперным певцом и педагогом Московской консерватории. Детство и юность будущего режиссёра прошли в Таганроге, где она окончила среднюю школу. После переезда в Москву она поступила в Педагогический институт, однако её планы кардинально изменила начавшаяся Великая Отечественная война. В 1941 году, как и многие москвичи, она была эвакуирована в Алма-Ату. Именно там, в эвакуации, где находился и Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), она решила круто изменить свою судьбу. В 1942 году, в самое тяжелое военное время, Марианна Таврог поступила на режиссёрский факультет ВГИКа, который она окончила в 1948 году. Этот шаг определил всю её дальнейшую жизнь, связав её с миром кинематографа.

Её профессиональный путь практически полностью был связан с документальным кино. Начав работать на студии "Моснаучфильм" (позднее — "Центрнаучфильм"), она быстро нашла свою творческую нишу. Марианну Елизаровну привлекали не хроникальные репортажи или социальные проблемы, а мир творческой личности. Она стала своеобразным "биографом в кадре", сосредоточившись на создании кинопортретов писателей, поэтов, художников, учёных. Её дебютной значительной работой стал фильм "Самуил Маршак" (1960), задавший тон всему дальнейшему творчеству. В её фильмографии — целая галерея культурных деятелей: поэт Михаил Светлов ("Михаил Светлов", 1970), художник-сказочник Иван Билибин ("Художник сказочных чудес", 1979), физик Игорь Тамм ("Один Тамм", 1972), революционерка и писательница Лариса Рейснер ("Лариса Рейснер", 1977). Особое место занимает её картина "Чукоккала" (1969), посвящённая знаменитому рукописному альманаху Корнея Чуковского, которая через историю этого домашнего сборника раскрывает целую эпоху в жизни русской интеллигенции.

Работы Марианны Таврог никогда не были сухими биографическими справками. Она виртуозно использовала архивные фотографии, документы, оживляла их кадрами кинохроники, а главное — давала слово современникам и знатокам творчества её героев. Её метод можно было бы назвать "визуальным литературоведением" или "кинематографическим культурологическим исследованием". Её интересовала не столько внешняя канва жизни, сколько внутренний мир, источник вдохновения, творческий метод. В 1980-е годы она создала циклы фильмов, объединённых общей темой: "Старые мастера" (1983), "Жизнь цвета" (1985). Даже в 1990-е годы, в сложный для отечественного кинематографа период, она продолжала работать, обратившись к теме еврейской культуры в фильмах о театре Марка Шагала и художниках еврейского театра.

Марианна Таврог умерла в Москве в июне 2006 года.

Российские женщины кинорежиссёры

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(