8 сентября 1919г - 4 июля 1992г
Астраханская область, Астраханская агломерация, Астрахань
Советская актриса театра и кино; народная артистка РСФСР (1963).
Родившаяся 8 сентября 1919 года в Астрахани, Людмила Целиковская с детства была окружена творческой атмосферой. Её отец, Василий Васильевич Целиковский, являлся заслуженным деятелем искусств, а мать, Екатерина Лукинична, посвятила себя оперному пению. Из-за слабого здоровья девочки семья в 1925 году перебралась в Москву, где Людмила начала заниматься музыкой в знаменитой Гнесинской школе. Однако её страсть к театру перевесила родительские надежды увидеть дочь пианисткой.
В 1937 году, преодолев невероятный конкурс (900 человек на 13 мест), Целиковская поступила в Щукинское училище. Уже на втором курсе она дебютировала на сцене Театра имени Вахтангова в спектакле "Слуга двух господ", а в 1938 году впервые появилась на киноэкране в роли пионерки Вали ("Молодые капитаны"). Тогда же она вышла замуж за однокурсника Юрия Алексеева-Месхиева, но настоящая слава ждала её впереди.
Переломным моментом стало приглашение от режиссёра Константина Юдина на роль Шурочки Мурашовой в комедии "Сердца четырёх" (1941). Фильм, вышедший только в 1945 году, покорил зрителей лёгкостью и обаянием Целиковской, которая, по её признанию, играла "саму себя" — весёлую, музыкальную и далёкую от математики героиню.
Ещё больший успех пришёл к актрисе после выхода в 1943 году картины "Воздушный извозчик", где она сыграла Наташу Куликову. Сценарий был написан специально для неё, а партнёром стал Михаил Жаров, в которого Целиковская влюбилась. Несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте, они поженились, оставив семьи, и вместе выступали перед бойцами на фронте.
Сергей Эйзенштейн, впечатлённый талантом актрисы, предложил ей роль царицы Анастасии в "Иване Грозном". Однако после выхода фильма Сталин лично вычеркнул её фамилию из списка лауреатов премии, заявив: "Такими царицы не бывают". Это сказалось и на её положении в театре — из-за частых съёмок её чуть не уволили, но заступничество Эйзенштейна помогло сохранить место.
После войны Целиковская снялась в комедиях "Близнецы" и "Беспокойное хозяйство", последний из которых критики раскритиковали, но зрители приняли с восторгом. В конце 1940-х годов в её жизни началась чёрная полоса: муж, архитектор Каро Алабян, попал в опалу к Берии, лишился работы и жилья. Лишь после смерти Сталина семья смогла вернуться к нормальной жизни.
В 1955 году фильм "Попрыгунья", где Целиковская сыграла Ольгу Дымову, получил "Серебряного льва" в Венеции, но сама актриса осталась без наград. Звание "Народной артистки РСФСР" она получила лишь в 1963 году.
После смерти Алабяна в 1959 году её спутником жизни стал Юрий Любимов, режиссёр Театра на Таганке. Целиковская активно помогала ему, используя свои связи, а их дом стал центром притяжения творческой интеллигенции: здесь бывали Пастернак, Высоцкий, Вознесенский и другие. Однако из-за опалы Любимова ей так и не присвоили звание "Народной артистки СССР".
Расставшись с Любимовым в 1975 году, Целиковская почти перестала сниматься. Одной из её последних работ стала роль в "Лесе" Владимира Мотыля, который положили "на полку" до Перестройки.
Людмила Васильевна была разносторонним человеком: играла в теннис, обожала грибные походы, вязала, переводила с английского и прекрасно готовила. Её жизнь оборвалась 4 июля 1992 года после тяжёлой болезни. Похоронена она на Новодевичьем кладбище рядом с Каро Алабяном.
Целиковская осталась в памяти зрителей как одна из самых ярких звёзд советского кино, чьё обаяние и талант продолжают жить в её ролях.
Была удостоена ряда государственных наград и профессиональных званий, отмечавших её вклад в советское искусство. В декабре 1946 года она получила медаль "За трудовую доблесть" за самоотверженную работу в годы Великой Отечественной войны. В 1954 году актрисе было присвоено почётное звание "Заслуженная артистка РСФСР", признавшее её профессиональные достижения. Особой вехой в творческой биографии Целиковской стал 1955 год, когда на Венецианском кинофестивале за исполнение роли Ольги Дымовой в фильме "Попрыгунья" она была награждена престижным призом "Серебряный лев святого Марка" I степени. В 1963 году актриса получила высшее профессиональное признание — звание "Народная артистка РСФСР". Завершающей государственной наградой в её жизни стал орден Трудового Красного Знамени, вручённый в июле 1990 года.
На фасаде дома №18 по Новинскому бульвару в Москве, где актриса прожила почти четыре десятилетия (с 1954 по 1992 год), установлена мемориальная доска работы скульптора Андрея Балашова и архитектора Вячеслава Бухаева. В мире цветоводства её имя носит сорт гладиолусов - ярко-розовый гибрид 547-С-04 Мирошниченко, выведенный в её честь. Образ Целиковской вошёл и в советскую культуру - Александр Галич в своём "Городском романсе (Тонечка)" иронично обыграл её статус кинозвезды в строках: "А что у папы у её пайки цековские, И по праздникам кино с Целиковскою!".
Творческое наследие актрисы продолжает жить в документальном кино. Разные телеканалы посвящали ей программы: "Первый канал" в 2008 году выпустил фильм "Людмила Целиковская. "Одиночество любви"", "Звезда" в 2017 - "Людмила Целиковская. "Последний день"", а "ТВ Центр" в 2019 представил ленту "Людмила Целиковская. "Муза трёх королей"". Эти работы раскрывают разные грани жизни и творчества одной из самых ярких актрис советского кинематографа.