7 апреля 1934г
Ростовская область, Ростовская агломерация, Ростов-на-Дону
Советский и российский литературный критик, литературовед, телеведущий и писатель. Автор фундаментальных трудов "Красный век" и "Охота на Льва", лауреат Пушкинской премий. Ведущий циклов на телеканале "Культура", член жюри премии "Ясная Поляна".
Родился 7 апреля 1934 года в семье с уникальной историей. Его отец, Александр Иванович Иванов-Аннинский, донской казак из станицы Новоаннинской, преподавал в вузе, а позже работал кинопродюсером на "Мосфильме". Именно от отца будущий критик унаследовал двойную фамилию — "Аннинский" было творческим псевдонимом, который Александр Иванович добавил к своей фамилии "Иванов", мечтая о карьере актёра. В 1941 году отец ушёл добровольцем на фронт, служил старшим политруком и пропал без вести в июле того же года, оставив сына на воспитании матери.
Анна Соломоновна Александрова, мать Льва, происходила из еврейской семьи и преподавала химию в техникуме. Интересно, что сам Лев Аннинский в детстве прикоснулся к миру кинематографа — в 1939 году он снялся в знаменитом фильме "Подкидыш" в роли мальчика из детского сада, который хотел быть "и танкистом, и милиционером, и даже пограничной собакой". С началом Великой Отечественной войны он был эвакуирован с матерью в Свердловск, где формировалось его мировоззрение.
Уже в юные годы проявилась его необыкновенная страсть к чтению. Мировоззрение молодого человека складывалось под воздействием разнообразной литературы — от древнегреческих мифов и исторических романов до философских трудов Канта, Гегеля, Бердяева, Розанова и других мыслителей. Школу он окончил с золотой медалью, твёрдо решив посвятить себя изучению русской литературы.
После блестящего окончания филологического факультета МГУ судьба Аннинского могла сложиться иначе — он успешно сдал экзамены в аспирантуру, однако изменение "идеологической линии партии" после событий 1956 года в Венгрии закрыло ему путь в науку. Аспирантами теперь могли стать только те, кто работал на производстве. Этот поворот судьбы привёл его в журнал "Советский Союз", но через полгода он был уволен за "профессиональную непригодность". Как вспоминал сам Аннинский, ему пришлось "пойти в литподёнщики" — так начался его путь в литературной критике.
Его профессиональная биография тесно связана с ведущими литературными изданиями страны. Он был штатным сотрудником журналов "Знамя" (1960—1967), "Дружба народов" (1972—1991 и с 1993), "Литературное обозрение" (1990—1992), "Родина" (с 1992), а также "Литературной газеты" (1957—1960). В 1966 году его подпись под письмом в защиту Синявского привела к увольнению из журнала и многолетнему запрету на публикации. До 1972 года он вынужден был редактировать институтские труды, что стало сложным периодом в его карьере.
Аннинский проявил себя как разносторонний мыслитель, чьи интересы выходили далеко за рамки литературной критики. Он стал автором и ведущим нескольких циклов передач на телеканале "Культура" — "Серебро и чернь", "Медные трубы", "Засадный полк", "Мальчики дерпавы", "Охота на Льва", а также передачи "Я жил. Я звался Геркулес". Его телевизионные работы получили признание — он стал лауреатом национальной телевизионной премии "ТЭФИ" в номинациях "Лучший сценарист" (1996) и "Сценарист телевизионного документального фильма/сериала" (2004).
Член Союза российских писателей, ПЕН-клуба, жюри литературной премии "Ясная Поляна", редколлегии Новой российской энциклопедии, действительный член Российской академии кинематографических искусств "Ника" — все эти звания свидетельствуют о многогранности его таланта и авторитете в профессиональной среде.
Автор более 30 книг, среди которых "Ядро ореха" (1965), "Охота на Льва: Лев Толстой и кинематограф" (1980), "Лесковское ожерелье" (1982), монументальный двухтомник "Красный век" (2004), удостоенный Премии Правительства РФ в области культуры.