Мартынов Леонид Николаевич

Мартынов Леонид Николаевич - российский поэт

22 мая 1905г - 21 июня 1980г

Омская область, Омск

Поэт

Русский поэт-философ, переводчик, яркий представитель сибирской темы в литературе. От исторических поэм ("Тобольский летописец") эволюционировал к метафизической лирике (сборник "Гиперболы"). Перевёл около 100 000 строк, открыв русскому читателю поэзию Восточной Европы.

Биография

Родился 22 мая 1905 года в Омске. Его происхождение во многом предопределило глубокую связь с Сибирью, ставшей лейтмотивом всего его творчества. Отец, Николай Иванович, работал гидротехником путей сообщения, а мать, Мария Григорьевна Збарская, была дочерью военного инженера и трудилась учительницей. Семейные предания вели род Мартыновых от предприимчивого владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина, который в свое время осел в Семипалатинске, положив начало сибирской ветви семьи.

Свой путь в литературе Мартынов начал очень рано, дебютировав в 1921 году с заметками в омских газетах "Сигнал", "Гудок" и "Рабочий путь". Почти одновременно с этим его первые поэтические опыты увидели свет в сборнике "Футуристы", который был напечатан в походной типографии агитпарохода "III Интернационал". Это определило его раннюю творческую ориентацию: он стал активным участником футуристического объединения "Червонная тройка", куда входили такие яркие личности, как художник В. Уфимцев и композитор В. Шебалин. Порыв к столичному образованию привел молодого поэта во ВХУТЕМАС вслед за товарищем Николаем Мамонтовым, однако суровая бытовая неустроенность быстро вернула их обратно в Сибирь.

С 1924 года, став разъездным корреспондентом газеты "Советская Сибирь" из Новониколаевска (ныне Новосибирск), Мартынов погрузился в жизнь огромного региона. Он исколесил всю Западную Сибирь и Казахстан, участвуя в геологических экспедициях, что стало для него бесценной школой жизни и источником вдохновения. Его первая публикация за пределами Сибири, стихотворение "Корреспондент", состоялась в 1927 году в ленинградской "Звезде" благодаря поддержке Николая Тихонова. В 1930 году в Москве вышла его первая книга — не поэтическая, а очерковая, под названием "Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу", посвященная Прииртышью, Алтаю и Казахстану.

Жизнь поэта круто изменилась в 1932 году, когда он был арестован по надуманному обвинению в контрреволюционной пропаганде по делу "Сибирской бригады" и осужден по печально известной 58-й статье. Ссылку он отбывал в Вологде, работая в газете "Красный Север", где встретил свою будущую супругу, Нину Попову. После освобождения в 1935 году они вместе вернулись в Омск. Реабилитирован поэт был лишь посмертно, в 1989 году.

Переломным моментом, который сам Мартынов называл началом "настоящей литературной известности", стали публикации поэм "Увенькай" и "Тобольский летописец" в журнале "Сибирские огни" в 1936 году, во многом благодаря поддержке редактора Вивиана Итина. Подлинный успех пришел в 1939 году с выходом книги "Стихи и поэмы", историческую тематику которой высоко оценил в своей рецензии Константин Симонов. Далее последовали исторический очерк "Крепость на Оми" и новый сборник "Поэмы".

В 1942 году, благодаря хлопотам коллег, Мартынов был принят в Союз писателей СССР. Хотя Симонов предлагал ему место фронтового корреспондента, судьба распорядилась иначе: по возвращении в Омск поэт был призван в армию, но по состоянию здоровья служил литератором при пехотном училище. После войны, в 1945 году, усилиями Николая Тихонова был издан сборник "Лукоморье", ранее заблокированный Александром Фадеевым. В феврале 1946 года Мартынов навсегда переехал в Москву.

Однако вскоре его ждало суровое испытание. В декабре 1946 года в "Литературной газете" вышла разгромная статья Веры Инбер, посвященная книге "Эрцинский лес". Последовала жесткая критика и "проработка", тираж был уничтожен, и для поэта наступил девятилетний период запрета на публикации. Все эти годы он был вынужден писать "в стол" и зарабатывать на жизнь переводами. Возвращение к читателю состоялось лишь в 1955 году с книгой "Стихи", которая стала настоящим поэтическим бестселлером и моментально разошлась. С этого момента Мартынова вновь начали активно печатать, и он приобрел репутацию "тихого классика".

В 1958 году он, подчиняясь общему настрою, выступил с осуждением Бориса Пастернака, однако его речь была заметно менее резкой, чем у многих других. Мартынов всегда стремился идти в ногу со временем, живо интересуясь наукой, что отразилось в его поздней лирике, например, в стихотворениях, посвященных математику Александру Фридману и теории расширяющейся Вселенной.

Важным этапом его творчества стала работа над мемуарной прозой, задуманной как масштабная книга "Стоглав". Цензурные условия не позволили издать ее целиком. При жизни поэта вышел лишь первый сборник автобиографических новелл "Возрушные фрегаты" (1974), ставший энциклопедией жизни омской творческой интеллигенции 1920-1940-х годов. Второй сборник, "Черты сходства", увидел свет после его смерти, а полная версия "Стоглава" была опубликована лишь в 2008 году.

Личная жизнь поэта завершилась трагически: в августе 1979 года скончалась его верная спутница Нина, а 21 июня 1980 года не стало и самого Леонида Мартынова. Он похоронен в Москве на Востряковском кладбище.

Творчество

Его путь в литературе отмечен постоянными поисками и эволюцией: от ранних футуристических экспериментов к зрелой, философски насыщенной лирике, глубоко укорененной в истории и природе Сибири. Исторические поэмы, такие как "Тобольский летописец" и "Правдивая история об Увенькае", стали одними из первых значительных произведений, принесших ему известность. В них он мастерски сочетал документальную основу с поэтическим вымыслом, воссоздавая эпическое полотно прошлого своей малой родины.

Вынужденное молчание в конце 1940-х – начале 1950-х годов не сломило поэта, а, напротив, углубило и обогатило его творчество. Книга "Стихи" 1955 года стала глотком свежего воздуха для советской поэзии и ознаменовала его триумфальное возвращение. В поздний период его поэзия стала более метафизической, обращенной к глобальным вопросам мироздания, места человека во Вселенной, ответственности за будущее. Сборник "Гиперболы", за который он был удостоен Государственной премии СССР в 1974 году, является ярким примером этой интеллектуальной и образной сложности.

Не менее значителен его вклад в русскую культуру как переводчика. Мартынов открыл для отечественного читателя целый мир зарубежной поэзии. Он переводил с венгерского (Шандор Петефи, Эндре Ади), польского (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Чеслав Милош), французского (Шарль Бодлер, Артюр Римбо), английского (Альфред Теннисон) и многих других языков. Общий объем его переводов поражает — около ста тысяч стихотворных строк. Эта деятельность была высоко оценена не только на родине, но и за рубежом, особенно в Венгрии, где он был награжден несколькими орденами.

Несмотря на то, что его стихи считаются внешне немузыкальными, они нашли отклик у многих композиторов и музыкантов. Еще в 1945 году Исаак Дунаевский написал на его тексты кантату "Мы придём!". В пятидесятые годы Микаэл Таривердиев создал на стихи Мартынова вокальный цикл. В 1980-х годах его поэтические переводы венгерской классики, в частности, стихи Эндре Ади, были органично вплетены в музыкальную ткань альбомов культовой рок-группы "Наутилус Помпилиус" во главе с Вячеславом Бутусовым. Также на его стихи писали музыку Александр Локшин, создавший Девятую симфонию, и Владимир Евзеров, чья песня "Лира" в исполнении Валерия Леонтьева обрела широкую популярность.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(