22 января 1954г
Приморский край, Пограничный район, Пограничный
Советский и российский актёр, эволюционировавший от эстрадной пантомимы ("Цыплёнок табака") и культовых киноролей (Гнус в "Сыщике") к вершинам драматического искусства. Трёхкратный лауреат "Ники", лауреат Государственной премии РФ (2000).
Леонид Ярмольник родился 22 января 1954 года в семье военнослужащего Исаака Ярмольника и лаборанта Фаины Ярмольник. Детство и отрочество прошли в Овруче, а затем во Львове, где он увлекался спортом (плавание, конькобежный спорт), музыкой (особенно The Beatles) и занимался в драматической студии. В 1976 году с отличием окончил Театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Юрия Катина-Ярцева, которого считает своим главным учителем) и был принят в труппу легендарного Театра на Таганке, где прослужил до 1984 года.
Именно в кино он обрёл всенародную славу. Первую волну известности принесла роль мелкого преступника Гнуса в фильме "Сыщик" (1979) с его культовой фразой "Да пошёл ты, козёл!". Затем последовала роль Феофила, сына барона, в телефильме "Тот самый Мюнхгаузен" (1979). Однако подлинный феномен "Ярмольника-знаменитости" создала эстрада: его юмористическая пантомима "Цыплёнок табака", показанная в программе "Вокруг смеха", сделала его лицом, жесты и интонации узнаваемыми для миллионов. В 1990-е годы он стал одной из центральных фигур формирующегося шоу-бизнеса: соучредитель и президент студии "L-клуб", ведущий популярных телеигр ("Форт Боярд", "Отель"), радиоведущий. Он известен и как общественный деятель, в сложные годы материально поддерживавший оказавшихся в нужде коллег-актёров. Ярмольник — страстный путешественник, в 1997 году совершивший кругосветное плавание на папирусной лодке "Тигрис" вместе с Туром Хейердалом и Юрием Сенкевичем. С 2012 года является актёром театра "Современник". Принципиальной позицией артиста стали последовательные отказы от почётных званий "Заслуженный" (1994) и "Народный" (2004), так как он считает, что у артиста должно быть только имя.
Его амплуа сложно определить однозначно: от гротескных эстрадных образов и комедийных киноролей он эволюционировал к глубоким, психологически сложным драматическим характерам. Ранние работы в кино ("Сыщик", "Тот самый Мюнхгаузен") демонстрировали его яркую характерность и умение создать запоминающийся образ малыми средствами. На телевидении он стал пионером новых форматов, привнеся в них свой фирменный стиль — ироничный, интеллигентный и слегка отстранённый.
Переломным этапом в его кинокарьере стало сотрудничество с режиссёром Алексеем Германом. Работа над ролью дона Руматы в фильме "Трудно быть богом" продолжалась почти 15 лет (с 2000 по 2013 год) и стала для актёра, по его словам, "школой профессии и школой жизни". Эта роль, требовавшая тотального погружения и физического перевоплощения, принесла ему первую премию "Ника" за лучшую мужскую роль (2015) и показала Ярмольника как серьёзного, самоотверженного драматического актёра. Ещё одной знаковой работой, отмеченной Государственной премией России и премией "Ника" (2000), стала роль в фильме "Барак", где он сыграл человека, пытающегося сохранить достоинство в атмосфере тотального абсурда.
Поздний период его творчества подтвердил этот статус. Роль Григория Иосифовича в драме "Одесса" (2018) принесла ему вторую "Нику" за лучшую мужскую роль (2021). В театре "Современник" он также воплощает сложные характеры, например, в спектакле "Игра в джин". Параллельно он успешно работает как продюсер (фильм "Московские каникулы").
Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области киноискусства (2000 год), которую он получил за фильм "Барак". Трижды удостоен национальной кинопремии "Ника": в 2000 году за лучшую роль второго плана в фильме "Барак", в 2015 году за лучшую мужскую роль в фильме "Трудно быть богом" и в 2021 году за лучшую мужскую роль в фильме "Одесса" (за 2019 год). Также в 1995 году он получил премию "Золотой Овен" как лучший продюсер года за фильм "Московские каникулы", а в 2019 году — главный приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале "Мужская роль" в Пензе.