16 января 1920г - 9 августа 1991г
Краснодарский край, Краснодар (городской округ), Краснодар
Живописец, Портретист, Художник
Советский живописец, выдающийся мастер социалистического реализма, чьё творчество стало неотъемлемой частью художественной летописи послевоенной советской эпохи.
Родился в семье армянского происхождения. Свой путь в искусстве он начал в 1940 году, работая художником-плакатистом в Пятигорском художественном комбинате, где создавал агитационные материалы для фронта. С началом Великой Отечественной войны был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии и прошёл тяжёлый боевой путь в составе 3219-го горно-стрелкового полка на 1-м Белорусском фронте, дослужившись до звания сержанта и командира отделения. Полученное в боях ранение и пережитый опыт стали глубинным источником его будущего творчества, проникнутого патриотизмом и жизнеутверждающим пафосом.
После демобилизации в 1946 году Казанчан целенаправленно посвятил себя профессиональному художественному образованию. С 1948 по 1951 год он обучался в Краснодарском художественном училище, где сформировались основы его академического мастерства. Уже с 1951 года он начал активную выставочную деятельность, участвуя в областных, республиканских и всесоюзных художественных выставках, что стало стартом его признания. Для совершенствования техники и творческого обмена он неоднократно работал в Доме творчества "Академическая дача" имени И. Е. Репина — своеобразной "творческой лаборатории" советской пейзажной школы.
Художественное наследие Корюна Казанчана обширно и тематически разнообразно, отражая ключевые для советского искусства сюжеты. Его ранние работы, такие как "На посту" и "Портрет военного врача Шермана" (1942-1945), несут отпечаток личных фронтовых впечатлений. Центральное место в его творчестве заняли масштабные полотна, посвящённые мирному труду и жизни советской деревни: "Стрижка овец" (1954), "Доярки" (1960), "Урожай" (1964), "Золотое лето" (1967). Эти произведения, отмеченные монументальностью композиции, насыщенным колоритом и тщательной проработкой деталей, прославляли созидательный труд колхозного крестьянства. Значительную часть наследия составляют портреты современников — от простых тружеников, таких как "Птичница М. Н. Колтунова" (1976), до партийных руководителей и Героев Социалистического Труда, например, председателя колхоза А. А. Блескова. Отдельной темой стали историко-революционные полотна, среди которых выделяется масштабная картина "Первая годовщина Октября" (1967). В поздний период художник обратился к лирическому пейзажу, создав такие проникновенные работы, как "Степь Ставропольская" (1982), "Золотая осень" (1988) и "Берёзовая роща" (1990).
Общественная и организационная деятельность Казанчана была столь же значима, как и творческая. Принятый в 1953 году в члены Союза художников СССР, он дважды — с 1960 по 1964 и с 1971 по 1973 год — избирался председателем Правления Ставропольского отделения Союза художников РСФСР, активно способствуя развитию художественной жизни на Северном Кавказе. С 1968 года он входил в состав Правления Союза художников СССР и РСФСР, влияя на культурную политику страны. Государственное признание его вклада в искусство было последовательным: в 1969 году ему было присвоено почётное звание Заслуженного художника РСФСР, а в 1985 году — высокое звание Народного художника РСФСР. Его труд был отмечен государственными наградами, включая Орден Трудового Красного Знамени (1967) и Орден Дружбы народов (1981).