Станиславский Константин Сергеевич

Станиславский Константин Сергеевич - российский актёр, режиссёр

17 января 1863г - 7 августа 1938г

Московская область, Московская агломерация, Москва

Актёр, Режиссёр

Русский и советский актёр, педагог актёрского мастерства, режиссёр, реформатор театра и представитель натурализма.

Жизнь и работа

Константин Сергеевич Алексеев родился в богатой семье. Чтобы не ставить под угрозу репутацию своей семьи, он взял себе сценический псевдоним Станиславский.

Станиславский основал Московский Художественный театр (МХАТ) совместно с Владимиром Немировичем-Данченко. В отличие от театральных обычаев своего времени, Станиславский требовал очень длительного репетиционного периода для своих постановок. Это позволило отойти от старых амплуа актеров и создавать каждую роль индивидуально. Постановка Станиславским в 1898 году пьесы Антона Павловича Чехова "Чайка" стала образцом его атмосферной актерской манеры. Среди многочисленных театральных актеров, воплотивших теории Станиславского, был, например, Михаил Чехов (имя отца: Михаил Александрович Чехов), родственник Антона Павловича Чехова.

Станиславский стремился к реалистичному стилю на сцене даже в начале XX века, когда его тянуло к символизму. В начале своей карьеры он придерживался мнения, что актер должен во многом идентифицировать себя со своей ролью, основываясь на собственном опыте и чувствах ("эмоциональная память"). После того как он сам потерпел неудачу в этом притязании, он ввел "метод физических действий", который был призван обеспечить внутренний опыт посредством внешних действий. Позднее он объединил внутренний опыт и внешнее выражение в "психофизическое действие".

Успешно гастролировавший за рубежом, но получивший лишь сдержанное признание в Советском Союзе, Станиславский вел замкнутый образ жизни и избегал конфронтации с власть имущими.

По мотивам творчества Станиславского и на месте его более ранней работы в 2015 году в Москве на Тверской улице открылся Электротеатр "Станиславский". Прежний интерьер был реконструирован. Помимо классического театра, концепция режиссера Бориса Юханнанова предусматривает взаимодействие с музыкой, изобразительным искусством, современной литературой и образовательной программой.

Теория и методология

"Система Станиславского" - результат его многолетней работы в качестве преподавателя актерского мастерства и режиссера, оказала определяющее влияние на "Метод актерского мастерства" Стеллы Адлер и Ли Страсберга. Он призван стать своего рода компасом для начинающих актеров. Станиславский оставил после себя многочисленные несистематизированные сочинения. Он больше не мог закончить рабочую тетрадь "Обучение и тренировка". Его рукописи были собраны и опубликованы после его смерти.

Дискуссии о соотношении "я" и "роли" продолжаются и по сей день. В настоящее время в ГИТИСе в Москве господствует доктрина, согласно которой "я" актера — это своего рода игривый ребенок, "художественное я", которое помещает себя в различные обстоятельства независимо от "частного я" актера. Это тонкое различие между самовыражением и личным художественным подходом уже несколько десятилетий является предметом споров.

Самый известный термин из театральной теории Станиславского — "как будто" или, в другом переводе, "что если": актер должен найти параллельные ситуации из собственного опыта, чтобы правдоподобно воплотить то, что им не было пережито.

Для Станиславского важна была практическая работа с реквизитом. Идея заключается в том, что ни один вечер в театре не может быть одинаковым с точки зрения чувств актера — с помощью реквизита или соответствующего "маленького действия" ситуацию можно представить идентично, даже без учета преобладающего в тот вечер чувства.

Примером игрового метода Станиславского является упражнение с теннисными мячами. Здесь актеры не произносят текст во время сцены, а скорее формируют сообщение, которое они хотят передать, бросая мяч в сторону собеседника.

Актёрская концепция: "Внутреннее переживание роли"

Константин Сергеевич Станиславский разработал актерскую концепцию внутреннего переживания роли. Его считают последователем натурализма, посредством которого он пытался "приблизить сценическую игру к реальному человеческому выражению и коммуникативному поведению, будь то посредством наблюдения и подражания или посредством памяти". Его игра — это взаимодействие тела и души. Основная концепция заключается в том, что люди могут выражать свои внутренние чувства, эмоции и настроения через свою внешность, позу, внешний вид, манеру поведения, а также через выражение лица и жесты. Эта концепция актерского мастерства сформулирована и в работе Станиславского "Работа актера над собой. Дневник ученика". В своем учебнике по актерскому мастерству он обращается к опытным профессионалам театра и излагает методические, эстетические и этические взгляды и идеи.

В этом контексте также упоминается термин "эмоциональное воспоминание", который также вызывает эмоции, связанные с событием в памяти, которые связаны с ролью и проецируются на нее, так что роль выглядит достоверной в ее окончательном изображении. Термин "эмоциональное воспоминание", "как и родственные ему термины "чувственная память" и "повторение", является одной из основных процедур методики обучения и изучения актеров, которая стала известна как метод актерского мастерства". Ли Страсберг, создатель этого метода, руководствовался актерскими теориями своего кумира Станиславского.

Критика

Станиславский был ребенком 19-го века и после Октябрьской революции лишь условно ладил с советскими властями. Прежде всего, он выступал против плакатной социальной критики, которая снискала ему репутацию декадентского буржуазного художника. Критика его ученика Всеволода Мейерхольда, считавшего себя советским театральным деятелем, оказала влияние, например, и на Бертольта Брехта.

Позднее Брехт пришел к мнению, что актер должен сохранять критическую дистанцию ​​по отношению к изображаемому и намеренно устранять иллюзию из своей игры, чтобы социально важное сообщение оставалось на переднем плане (V-эффект). Однако он не имел возможности ни ознакомиться с трудами самого Станиславского (которые в то время еще не были переведены), ни увидеть ни одной из его режиссерских работ. Получив первую достоверную информацию о Станиславском незадолго до его смерти, он начал пересматривать свое мнение. Его решительное неприятие Станиславского касалось главным образом термина "эмпатия", который Брехт категорически отвергал. Однако то, что Брехт называл "эмпатией", не так уж и далеко ушло от того, что Станиславский называл "истерией" и осуждал не меньше.

Почести и награды

  • 1917: Почетный член Российской академии наук.
  • 1928: Почетный член Немецкого театра в Берлине.
  • 1936: Народный артист СССР.
  • 1937: Орден Ленина
  • 1938: Орден Трудового Красного Знамени.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(