7 января 1887г - 28 августа 1942г
Курская область, Курский район, Курск
Живописец, Пейзажист, Портретист, Художник
Советский живописец и педагог, ключевая фигура московской художественной школы. Автор знаковых произведений "Вузовки" (1933, ГТГ), "Утро" (1928, ГРМ), "Пряхи", где бытовой мотив возведён в поэтический символ. Его работы хранятся в крупнейших музеях страны.
Родился в семье военного, офицера пехоты. Детство и ранняя юность прошли в разъездах по гарнизонам, что сформировало его восприимчивый и независимый характер. Начальное образование получил в Курской гимназии, а после перевода отца продолжил учёбу во Владивостоке, где впервые начал систематически заниматься рисованием в местной художественной школе. С началом Русско-японской войны семья переехала в Харьков. Здесь, завершая гимназическое образование, он посещал частную художественную студию и активно включился в революционную деятельность 1905 года, разделяя идеалы социал-демократов. За участие в рабочих волнениях был арестован и провёл около года в тюрьме, что стало для него суровым жизненным испытанием и, вероятно, укрепило его гуманистические убеждения.
После освобождения в 1906 году уехал в Германию для получения профессионального художественного образования. В Мюхене он поступил в известную школу венгерского художника-реалиста Шимона Холлоши, которая славилась дисциплиной рисунка и изучением старых мастеров. Этот этап заложил основы его безупречного мастерства. Вернувшись в Россию в 1909 году, Истомин поступил на искусствоведческое отделение историко-филологического факультета Московского университета, где изучал теорию и историю искусства, одновременно продолжая практические занятия. Значительное влияние на его формирование оказала поездка по классическим маршрутам — Греции и Италии, где он изучал античные памятники и живопись Ренессанса.
В 1913 году Истомин был призван в армию. В годы Первой мировой войны служил в артиллерии, командовал батареей, был контужен, лечился в госпитале. Революционные события 1917 года застали его на фронте. Весной 1918 года он вернулся в Москву и активно включился в строительство новой художественной культуры, работая в секции изобразительных искусств (Изоотделе) Моссовета. В марте 1919 года он добровольно вступил в Красную Армию, служил в политотделе, но вскоре, после ранения и тяжёлой болезни тифом, был демобилизован. Военный опыт позднее нашёл отражение в его графической серии "Красная Армия в Донбассе" (1927).
С 1921 года начинается его плодотворная педагогическая деятельность, ставшая неотъемлемой частью его биографии. По поручению Наркомпроса он участвовал в организации художественного рабфака. С 1921 года и до конца жизни преподавал во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (Высшие художественно-технические мастерские/институт), а после его реорганизации — в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова, где руководил персональной мастерской станковой живописи. С 1930 по 1939 год он также вёл занятия в Московском полиграфическом институте. Как педагог, Истомин был сторонником фундаментальной школы рисунка и живописи, воспитывая в студентах чувство цвета, формы и композиционной целостности; среди его учеников были такие впоследствии известные мастера, как А. Дейнека, Ю. Пименов, А. Гончаров.
Творческий путь Истомина 1920–1930-х годов связан с деятельностью художественных объединений "Маковец" (стремившегося к синтезу новейших течений и духовных традиций) и особенно "Четыре искусства", куда входили такие мастера, как К. Петров-Водкин, В. Фаворский, П. Кузнецов. В этот период он создаёт свои наиболее значительные произведения, отмеченные созерцательностью, гармонией и ясностью пластического языка. Его жанровые картины ("Пряхи", 1924–1925; "За чисткой овощей", 1923; "Чаепитие", 1927) лишены бытовой повествовательности, превращая простой мотив в монументальный, вневременной образ, наполненный тишиной и достоинством труда. Вершиной его творчества считается картина "Вузовки" (1933, ГТГ), изображающая двух студенток в интерьере и мастерски решающая сложную задачу передачи пространства, наполненного рассеянным светом, и психологического состояния героинь.
К числу других ключевых работ относятся лирический "Женский портрет" (1922), находящийся в Саратовском музее, и картина "Утро" (1928, ГРМ) — тонкий, почти музыкальный образ пробуждающегося дня. Помимо станковой живописи, Истомин много работал в области книжной графики (иллюстрировал произведения Г. Успенского, М. Горького) и театрально-декорационного искусства.
Осенью 1941 года Московский художественный институт был эвакуирован в Самарканд. В тяжёлых условиях эвакуации, страдая от болезни сердца, Константин Николаевич Истомин скончался в августе 1942 года.