7 сентября 1969г
Ростовская область, Ростовская агломерация, Ростов-на-Дону
Российский режиссёр театра и кино, театральный художник. С 2012 года — художественный руководитель Гоголь-центра в Москве. Один из ведущих российских режиссёров театра и кино, обладатель множества международных наград. 17 мая 2025 года награждён орденом Почётного легиона Франции.
Серебренников родился в Ростове-на-Дону, РСФСР, в семье еврея и украинки. Его отец, Семен Михайлович Серебренников, был хирургом, а мать, Ирина Александровна Литвин, была учительницей русского языка и литературы. Окончив в 1992 году физический факультет Ростовского государственного университета, Серебренников не имел формального театрального образования до своего режиссерского дебюта в 1994 году. Дедушка Кирилла Александр Иванович Литвин был кинорежиссером и сценаристом, работал на к/с "Молдова-фильм" (1953–1972), имел звание заслуженного деятеля культуры Молдавской ССР.
По воспоминаниям матери, Серебренников увлекся театром еще в детском саду. Учился в математической школе, в 8 классе создал свой школьный театр и поставил спектакль "Тень". По воле родителей поступил на физический факультет Ростовского государственного университета и окончил его с отличием в 1992 году, но вскоре после окончания вуза начал работать на телевидении.
Первые шаги в качестве профессионального режиссера Серебренников сделал еще в 1990 году. В 1998 году он заявил о себе как кинорежиссер. В 2001 году он поставил свой первый спектакль в Москве. Серебренников поставил "Пластилин" в Центре драматургии и режиссуры. Позже он работал в Московском театре имени Чехова, Латвийском национальном театре, Театре наций. Принимал активное участие в постановках опер для Мариинского театра и Большого театра в России, где он также был режиссером-постановщиком и дизайнером балета, Берлинской комической оперы и Штутгартской оперы в Германии.
В 2006 году Серебренников стал художественным руководителем Международного фестиваля "Территория". С 2008 года — профессор Школы-студии МХАТ, где ведет актерско-режиссерский класс. Его постановки были представлены на Венском фестивале и театральном фестивале в Авиньоне. Его фильмы демонстрировались на Каннском кинофестивале, кинофестивале в Локарно, Римском кинофестивале и Варшавском международном кинофестивале, где его фильм "Юриев день" (2008) получил Гран-при. Его фильм "Студент" (2016) был удостоен приза в секции "Особый взгляд" на Каннском кинофестивале. В 2009 году Серебренников запустил арт-инкубатор "Платформа" — платформу, которая поддерживала театральные проекты по всей России. К 2015 году было поставлено и выпущено более 340 проектов.
В 2011 году Серебренников поставил в Большом театре "Золотого петушка" Римского-Корсакова. Спектакль получил широкое признание.
В 2012 году он был назначен художественным руководителем Гоголь-центра. Многие коллеги критиковали нового директора за его резкость и противодействие консервативному курсу, проводимому российскими властями. Женя Беркович, один из учеников Серебренникова, поставил одну из первых пьес в Гоголь-центре.
Для телевидения Серебренников снял более 100 рекламных роликов, два документальных фильма, 11 музыкальных клипов и три телесериала. В 2006-2007 годах Серебренников вел программу "Другое кино" на канале ТВ3. В 2007 году он вел ток-шоу "Подробности" на телеканале СТС.
В 2016 году его версия "Севильского цирюльника" впервые была представлена в берлинской Комише Опер.
Три пьесы Серебренникова были отмечены наградами Авиньонского фестиваля: "Идиоты", "Мертвые души" и "На улице" (2019). В 2019 году он поставил "Нашу Аллу" — дань уважения русской примадонне Алле Пугачевой.
В 2017 году его арестовали за предполагаемое хищение государственных средств, выделенных культурному учреждению "Седьмая студия", которое он возглавлял. Серебренников провел почти 2 года под домашним арестом. Ключевой свидетель признался, что выдвинул обвинения под давлением следствия, и судья был заменен. В июне 2020 года Серебренников был признан виновным и получил три года условно. В марте 2022 года приговор был отменен.
Серебренников плодотворно работал даже под домашним арестом: просматривал видеозаписи с репетиций, записывал комментарии и с помощью адвокатов отправлял их на кастинг. Так ему удалось выпустить "Così Fan Tutte" Моцарта в Цюрихе и "Набукко" Верди в Гамбурге. В 2020 году его "Декамерон" был показан в Берлине. В 2018 году его фильм "Лето" о легендах русского рока Викторе Цое и Майке Науменко вошел в основной конкурс Каннского кинофестиваля. В апреле 2021 года в Венской государственной опере состоялась премьера "Парсифаля" Вагнера.
В марте 2022 года Серебренников был выбран для открытия 76-го Авиньонского фестиваля. Премьера его новой пьесы "Черный монах" состоялась на фестивале в июле 2022 года.
Его фильм "Грипп Петрова" (2021) получил премию "Вулкан" за лучшую операторскую работу на Каннском кинофестивале.
В мае 2022 года Серебренников стал единственным российским режиссером, участвовавшим в Каннском кинофестивале со своим фильмом "Жена Чайковского".