Срезневский Измаил Иванович

Срезневский Измаил Иванович - российский славист, филолог, этнограф

13 июня 1812г - 21 февраля 1880г

Ярославская область, Ярославль

Славист, Филолог, Этнограф

Основатель русской академической славистики. Основные научные заслуги: создание фундаментальных трудов по древнеславянскому язычеству, программа исторического изучения русского языка, пионерские работы в палеографии.

Биография

Измаил Срезневский родился 1 (13) июня 1812 года в Ярославле. Его отец, Иван Евсеевич Срезневский, был профессором словесности в Демидовском училище высших наук. Вскоре после рождения сына он получил профессуру в Харьковском университете, и семья переехала в Харьков. Рано оставшись без отца (Иван Евсеевич скончался в 1819 году), Измаил воспитывался матерью, Екатериной Ивановной, женщиной образованной, сумевшей привить ему любовь к знаниям и литературе. Уже в детстве проявились его незаурядные способности: с восьми лет он сочинял стихи, а в шестнадцать осознанно избрал путь ученого.

В 1826 году, в возрасте четырнадцати лет, Срезневский поступил на этико-политическое отделение философского факультета Харьковского университета. Окончив его в 1829 году со степенью кандидата за сочинение "Об обиде", он испытал сильное влияние профессоров П. П. Гулака-Артемовского, познакомившего его славянской стариной, и И. Н. Даниловича. После университета Срезневский недолго служил в харьковском дворянском депутатском собрании, но канцелярская работа была ему чужда. Он предпочитал занятия литературой и педагогикой, публиковал стихи под псевдонимом в местных изданиях. Параллельно формировался его интерес к украинской истории и этнографии, пока еще носивший любительский характер. В 1837 году он защитил магистерскую диссертацию по политической экономии и стал адъюнктом на кафедре политической экономии и статистики Харьковского университета. Его лекции, насыщенные новейшими данными и отличавшиеся ярким изложением, пользовались огромной популярностью у студентов.

Переломным моментом в судьбе ученого стала заграничная командировка (1839–1842) по славянским землям, предпринятая по поручению Министерства народного просвещения для подготовки к профессуре по славистике. Он пешком и в дорожных экипажах объехал Чехию, Моравию, Сербию, Хорватию, Далмацию, Черногорию, Лужицы и другие регионы, погружаясь в изучение живых языков, диалектов, фольклора и быта славянских народов. Его путевые заметки, полные живых наблюдений, стали ценным источником для науки. Вернувшись, Срезневский в 1842 году возглавил в Харьковском университете первую в России кафедру славистики, созданную специально для него.

В 1846 году он успешно защитил в Харькове диссертацию "Святилища и обряды языческого богослужения древних славян", став первым в России доктором славяно-русской филологии. После смерти петербургского слависта П. И. Прейса, Срезневский в 1847 году переехал в столицу, где и прошла вся его дальнейшая научная и педагогическая жизнь. Он был избран адъюнктом (1849), а затем ординарным академиком (1854) Императорской Академии наук, заняв ключевое место в отечественной гуманитарной науке. С 1855 по 1880 год Срезневский бессменно занимал пост декана историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, а в 1861 году временно исполнял обязанности ректора. Под его руководством факультет стал ведущим центром подготовки филологов и историков. Ученый скончался 9 (21) февраля 1880 года в Санкт-Петербурге и был похоронен в родовом имении Срезнево Рязанской губернии.

Научная деятельность

Срезневский начал свой путь в науку как этнограф-подвижник. Еще в студенческие годы он совершал поездки по Украине, записывал песни, думы и предания, общался с последними запорожцами. Результатом этой работы стал фундаментальный сборник "Запорожская старина" (1833–1838), включивший богатейший материал по истории, фольклору и быту украинского казачества. Он одним из первых в России обратил серьезное внимание на культуру западных и южных славян, собирая во время своей командировки языковой и этнографический материал. Его интересовали также специфические языковые явления, о чем свидетельствует ранняя работа "Офенский язык в России" (1839), посвященная тайному арго русских торговцев-офеней.

Возглавив кафедру славистики, Срезневский сосредоточился на комплексном изучении славянского мира. Он опубликовал ряд важных трудов, таких как "Исторический обзор серболужицкой литературы" (1844) и "Взгляд на современное состояние литературы у западных славян" (1846). Особое место в его исследованиях заняла реконструкция древнеславянского язычества. В работах "Святилища и обряды языческого богослужения древних славян" (1846), "Об обожании солнца у древних славян" (1846) и других он, опираясь на письменные источники и фольклорные параллели, предпринял одну из первых в России системных попыток описания дохристианских верований славян.

Переезд в Петербург, где были сосредоточены крупнейшие собрания рукописей, определил главный вектор его позднейшего творчества. В 1849 году он опубликовал программную работу "Мысли об истории русского языка", которая стала манифестом исторического подхода в лингвистике. Срезневский утверждал, что язык должен изучаться в неразрывной связи с историей народа, и наметил пути развития русских диалектов. С этого времени главным делом его жизни стало выявление, описание и филологическое изучение древних славянских и русских письменных памятников. Он был одним из пионеров научной палеографии в России, собрав уникальную коллекцию из сотен прорисей и снимков с рукописей, что позволяло проводить сравнительный анализ графики и орфографии.

Важнейшим и самым известным проектом Срезневского стал замысел "Словаря древнерусского языка". Он не успел завершить этот титанический труд при жизни, но оставил после себя огромный картотечный материал — более 120 тысяч выписок из памятников XI–XIV веков. После его смерти этот труд был издан под названием "Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам" (1890–1912) и до сих пор остается незаменимым справочником для исследователей. Будучи академиком, Срезневский сыграл ключевую роль в организации научной жизни. По его инициативе с 1852 года стали издаваться "Известия Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности" (ИОРЯС), которые стали главным филологическим журналом страны. Он воспитал целую плеяду блестящих ученых, включая А. Н. Пыпина, В. И. Ламанского, Н. Г. Чернышевского (как филолога) и многих других.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
© «Известные люди», 2022-2025

Регионы

Сообщить об ошибке
Сообщение отправлено!
Произошла ошибка :(